начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "М"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ 
МАЙЯ КУЛЬТУРА 
МАЛИНОВСКИЙ, Бронислав Каспер 
МАМФОРД, Льюис 
МАННГЕЙМ, Карл 
МАНЬЕРИЗМ 
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 
МАРИНА 
МАРКС, Карл 
МАРКУЗЕ, Герберт 
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО 
МАСТАБА 
МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ 
МЕДНЫЙ ВЕК 
МЕДОУЗ, Деннис 
МЕДРЕСЕ 
МЕНГИР 
МЕНТАЛИТЕТ КУЛЬТУРНЫЙ 
МЕНТАЛЬНОСТЬ 
МЕРТОН, Роберт Кинг 
МЕТАКУЛЬТУРА 
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 
МЕЧЕТЬ 
МИД, Маргарет 
МИКЕНЫ 
МИМЕСИС 
«МИР ИСКУССТВА» 
МИРОВОЗЗРЕНИЕ 
МИФ 
МИФОЛОГИЯ 
МИФЫ АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ 
МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ 
МОДЕРНИЗАЦИЯ 
МОДЕРНИЗМ 
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 
МОРАЛЬ 
МОРГАН, Льюис Генри 
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА 

 

МОРАЛЬ  (лат. moralis — нравственный, от mores — нравы)—

предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека.

Мораль — понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей выделяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо).

По пониманию источника морали типологически различаются:

а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ламетри, эволюционная этика);

б) социологические (Т. Гоббс, Дж. С. Милль, К. Маркс, М.Вебер, Э. Дюркгейм) — этнологические теории, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации, как разновидность социальной дисциплины; по сути дела социально-репрессивную функцию выделяют как основную в морали и Ницше, и Фрейд;

в) антропологические концепции (Демокрит, киренаики, Аристотель, К. Гельвеций, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм), выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека;

г) супранатуралистические концепции (Гераклит, Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция, Тейяр де Шарден), выводящие мораль из некоего трансцендентного источника; в религиозных учениях мораль представляется как данная в откровении божественная заповедь.

Мораль представляет собой социальный институт только в широком смысле как совокупность оформленных в культуре (кодифицированных и рационализированных) ценностей и требований, санкционирование которых обеспечивается самим фактом их существования.

Мораль не институционализирована в узком смысле слова в той мере, в какой её действенность не нуждается в обеспечении каких-либо социальных институтов, в какой её принудительность не обусловлена наличием уполномоченной социумом внешней по отношению к индивиду силы.

Мораль действительна там, где никакие социальные институты уже не действуют.