начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Н"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

НАБИ, набиды 
НАЗАРЕЙЦЫ 
НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ 
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ 
НАТУРАЛИЗМ 
НАТЮРМОРТ 
НАУКА 
НЕОАБСТРАКЦИОНИЗМ 
НЕОДАДАИЗМ 
НЕОКЛАССИЦИЗМ 
НЕОПЛАСТИЦИЗМ 
НЕОРЕАЛИЗМ 
«НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 
НИГИЛИЗМ 
НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО 
НИЦШЕ, Фридрих 
НОВАЯ ВОЛНА 
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА 
НОВОЕ ВРЕМЯ 
НОН-ФИНИТО 
НООСФЕРА 
НОРМАННСКАЯ КУЛЬТУРА 
НЭЦКЭ 
НЮ 

 

«НАБИ», «набиды»  («пророки», фр.Nabis, от др.-евр. наби — пророк) —

самоназвание группы французских художников, существовавшей в конце 1880-х — начале 1900-х гг. (живописцы М. Дени, П. Серюзье, К. Руссель, П. Рансон, П. Боннар, Э. Вюйяр, график Ф. Валлоттон, скульптор А. Майоль).

Продолжая поиски П. Гогена и мастеров Понт-Авенской школы, выражая комплекс умонастроений и стилистических привязанностей «нового искусства» (Art Nouveau) — французского варианта «модерна», идеи и темы символизма, «Наби» находили вдохновение в античных мифах и средневековых легендах, стремились к одухотворению природных мотивов, к выявлению в пластической форме её музыкального начала.

Увлечение народным искусством, старофранцузскими гобеленами и витражами, итальянскими примитивами, а также японской гравюрой отразилось в творчестве «Наби» в плоскостности композиции, главенстве цветового начала, орнаментальности, декоративности форм, мягкой музыкальности ритмов.

Склонность «Наби» к стилизации проявилась также в их опытах в декоративно-прикладном искусстве (эскизы для ковров, витражей, мебели, утвари и т. д.).

Характерное для всех «набидов» влечение к монументальным формам сказалось в 1900-е гг. по-разному:

Дени, Серюзье, Руссель с их религиозно-мистическими устремлениями пришли к церковным росписям;

Боннар и Бюйяр — к живописи, исполненной безмятежного покоя, мягко-лирического, подчас интимного звучания.