|
«НАБИ», «набиды» («пророки», фр.Nabis, от др.-евр. наби — пророк) —
самоназвание группы французских художников, существовавшей в конце 1880-х — начале 1900-х гг. (живописцы М. Дени, П. Серюзье, К. Руссель, П. Рансон, П. Боннар, Э. Вюйяр, график Ф. Валлоттон, скульптор А. Майоль).
Продолжая поиски П. Гогена и мастеров Понт-Авенской школы, выражая комплекс умонастроений и стилистических привязанностей «нового искусства» (Art Nouveau) — французского варианта «модерна», идеи и темы символизма, «Наби» находили вдохновение в античных мифах и средневековых легендах, стремились к одухотворению природных мотивов, к выявлению в пластической форме её музыкального начала.
Увлечение народным искусством, старофранцузскими гобеленами и витражами, итальянскими примитивами, а также японской гравюрой отразилось в творчестве «Наби» в плоскостности композиции, главенстве цветового начала, орнаментальности, декоративности форм, мягкой музыкальности ритмов.
Склонность «Наби» к стилизации проявилась также в их опытах в декоративно-прикладном искусстве (эскизы для ковров, витражей, мебели, утвари и т. д.).
Характерное для всех «набидов» влечение к монументальным формам сказалось в 1900-е гг. по-разному:
Дени, Серюзье, Руссель с их религиозно-мистическими устремлениями пришли к церковным росписям;
Боннар и Бюйяр — к живописи, исполненной безмятежного покоя, мягко-лирического, подчас интимного звучания.
|
|