начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Н"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

НАБИ, набиды 
НАЗАРЕЙЦЫ 
НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ 
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ 
НАТУРАЛИЗМ 
НАТЮРМОРТ 
НАУКА 
НЕОАБСТРАКЦИОНИЗМ 
НЕОДАДАИЗМ 
НЕОКЛАССИЦИЗМ 
НЕОПЛАСТИЦИЗМ 
НЕОРЕАЛИЗМ 
«НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 
НИГИЛИЗМ 
НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО 
НИЦШЕ, Фридрих 
НОВАЯ ВОЛНА 
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА 
НОВОЕ ВРЕМЯ 
НОН-ФИНИТО 
НООСФЕРА 
НОРМАННСКАЯ КУЛЬТУРА 
НЭЦКЭ 
НЮ 

 

НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО  —

единая художественная школа, развивавшаяся в средние века на территории исторической провинции Нидерланды (современная территория Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и северо-восточной Франции), входившей в конце XIV-XV в. в состав Бургундии, а с 1477 г. до конца XVI в. — в состав империи Габсбургов.

Здесь сложился один из важнейших очагов западноевропейского искусства средних веков и Возрождения.

На территории исторических Нидерландов с каролингской эпохи строились строгое базиликальные церкви с вестверками (Маастрихт), центрические капеллы (Неймеген).

Романский стиль, складывавшийся главным образом под воздействием искусства рейнских областей и Северной Франции, господствовал в XI-XIII вв.

Сооружались мощные церкви (Льеж, Турне) и городские башни-бефруа (Турне, Гент), а также замки с внутренними дворами и парадными залами (Гаага, Дорненбюрг).

Храмы украшались фресками и скульптурой. Долина Мааса славилась бронзовым литьём и ювелирными изделиями.

В XIII-XV вв. вокруг замков и рыночных площадей выросли города, радиально-кольцевые по планировке, с городской башней и ратушей, массивными стенами с башнями и воротами.

В плотной застройке преобладали деревянные фахверковые и каменные узкие трёхэтажные дома с высокими фронтонами.

В долинах Мааса и Шельды в храмах соединялись черты романского стиля и готики.

На севере Нидерландов получила развитие кирпичная готика с облегчёнными, в том числе деревянными, сводами.

Для XIV-XVI вв. характерны постройки в стиле «пламенеющей» готики. Их богатый и нарядный декор подчинён монументальным формам зданий, построенных на контрасте горизонтальных и вертикальных объёмов (соборы в Брюсселе, Мехелене, Антверпене).

Парадно представительны и вместе с тем практичны по планировке богато декорированные здания ратуш с монументальной квадратной башней и резными наземными галереями (в Брюгге, Ренте, Лёвене).

Высокого уровня достигли скульптура и станковая живопись ряда мастеров, преимущественно работавших в Бургундии (Ж. Малуэль, М. Брудерлам и др.), а также так называемая франко-фламандская миниатюра.

С Бургундией связано творчество одного из крупнейших европейских скульпторов К. Слютера и миниатюристов братьев Лимбург, подготовивших почву для искусства Раннего Возрождения в Северной Европе.

Нидерландская школа живописи в XV в. стала одной из ведущих в Северной Европе.

В ней были новаторски переосмыслены местные традиции средневековой художественной культуры, появились пристальный интерес к человеку и природе, пантеистически-радостное восприятие мира.

Пытливое исследование окружающей среды-пространства, света, структуры и фактуры предметов сочеталось с глубоким вниманием к человеческой индивидуальности, к её конкретной неповторимости, с ощущением бесценности каждого жизненного явления, органически слитого с гармоничным величественным мирозданием, таящим в себе глубокий духовный смысл.

НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО. Возрождение. Нидерланды (Фландрия). Эйк, Ян ван. Бракосочетание Арнольфини. Свадебная церемония Джованни Арнольфини и его жены Джованны Генами
НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО. Возрождение. Нидерланды (Фландрия).
Эйк, Ян ван. Бракосочетание Арнольфини.
Свадебная церемония Джованни Арнольфини и его жены Джованны Генами

Возвышенная гармония и бесконечное многообразие бытия нашли красочное воплощение в монументальных сценах поклонения божеству и в портретах Яна Ван Эйка, одного из создателей масляной живописи. В его работах, оказавших огромное влияние на развитие живописи в Европе, цвет и свет приобрели исключительную пластическую и выразительную силу.

Я. Ван Эйк стал основоположником искусства Возрождения в Северной Европе. Его идеи были подхвачены многими нидерландскими живописцами (П. Кристус, Д. Баутс,Гертгентог Синт-Янсидр.).

В середине XV в. Рогир Ван дер Вейден обогатил духовно-психологическое восприятие человеческой личности, а Хуго Ван дер Гус придал образам драматическую напряжённость, подчёркнутую жизненную правдивость, нередко отдавая предпочтение простонародным типажам.

Более отвлечённо идеализированный, интимно-лирический характер присущ живописи X. Мемлинга и Г. Давида.

На рубеже XV-XVI вв. И. Босх, обратившийся к наследию средневековой народной культуры, создавал символико-аллегорические композиции с социально-морализирующим сатирическим подтекстом.

В XVI в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникли классические формы Возрождения.

В светских постройках этого времени традиционная готическая структура сочеталась с обилием ренессансных деталей, что придавало зданиям нарядную живописность (ратуша в Антверпене, дома бюргеров в Мехелене).

На севере Нидерландов была распространена кирпичная архитектура с белокаменным ренессансным декором.

В изобразительном искусстве под влиянием гуманистических идей развивались светские жанры — портрет, в том числе групповой (Д. Якобе и др.), и постепенно обособлявшиеся от религиозных композиций пейзаж (И. Патинир) и бытовой жанр. Его ведущие мастера К. Массейс и Лука Лейденский сочетали национальную традицию с отдельными приёмами живописи итальянского Возрождения и конкретными жизненными наблюдениями.

Одновременно распространилось эклектическое течение романизма, поверхностно использовавшее ряд достижений итальянского ренессансного искусства, в том числе перспективу, передачу обнажённого человеческого тела и др. (Я. Госсарт, Б. Ван Орлей).

Ему противостояло мощное национальное художественное течение, главой которого был крупнейший нидерландский мастер XVI в. П. Брейгель Старший, опиравшийся на народные художественные традиции. В своих монументальных многофигурных полотнах с обширными пейзажами и многочисленными жанровыми сценами он воссоздавал (используя приёмы гротеска и аллегории) широчайшую панораму народной жизни со всей её красочностью и пестротой, национальным своеобразием, социальными контрастами и драматической остротой противоречий.

Творчество Брейгеля и ряда других мастеров XVI в. оказало влияние на развитие реализма в искусстве Нидерландов последующего столетия.

Заметное место в нидерландском искусстве XVI в. занимала также скульптура (портрет, надгробия, резной декор), в которой сочетались ренессансные и маньеристические черты, использовалась нарядная полихромия.

Широко известно было также нидерландское декоративно-прикладное искусство — обои с многофигурными сюжетными композициями (Брюссель), ювелирные изделия (Антверпен, Льеж), керамическое производство, вышивка (Брюссель), кружева областей Фландрия и Брабант.

После разделения исторической провинции Нидерланды на Голландию и Фландрию началось формирование самобытных национальных художественных культур — фламандской и голландской, в которых по-разному развивались и истолковывались нидерландские традиции.