|
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО —
художественное, народное искусство, в частности — архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки, домашняя утварь и бытовая обстановка, одежда и ткани, игрушки, лубок и т. д.
К числу важнейших художественно-технологических процессов, распространённых в народном творчестве, относятся гончарство, ткачество, вышивка, резьба, роспись декоративная, ковка, литьё, гравирование, чеканка и т. д.
Народная архитектура и декоративно-прикладное искусство принадлежат не только к духовному, но и к материальному производству и носят непосредственно созидательный характер; отсюда слитность в них эстетической и утилитарной функций, образного мышления и технической изобретательности.
Создавая и оформляя предметную среду и давая эстетическое выражение трудовым процессам, бытовому укладу, календарными семейным обрядам, народное творчество являлось неотъемлемой частью медленно изменяющегося строя народной жизни.
В отдельных чертах народного творчества прослеживаются особенности труда и быта, культы и верования, восходящие к неолиту и бронзовому веку.
Произведениям народного творчества зачастую присуща конкретная связь с тем или иным обычаем, сохраняющимся и тогда, когда утрачивается память о культовой природе или мифической обусловленности этого обычая.
Народное творчество не знает контрастных перемен художественных стилей.
В ходе его эволюции появляются отдельные новые мотивы, но больше меняются степень стилизации и характер осмысления старых мотивов; изображения, связанные с коренными представлениями о мире, обретали более узкий смысл (например, в различных знаках-оберегах, украшавших бытовые предметы) или начинали играть чисто декоративную роль, тогда как форма предмета претерпевала зачастую лишь незначительные, конструктивно-функциональные изменения.
Наиболее общим элементом народного творчества служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органического единства композиции и глубоко взаимосвязанного с техникой исполнения, чувством предмета, пластической формы, естественной красоты материала.
В отдельных орнаментальных мотивах, большинство из которых первоначально имели мифический смысл «мировое дерево» (солярные символы), запечатлелись черты первобытного сознания, мифические и магические способы общения с природой.
Наличие особой народной ветви обнаруживается уже в древнем мире (например, в предметах итало-этрусского круга, напоминающих неолитическую пластику).
Первоначальные памятники дворцовой и даже культовой архитектуры явственно связаны с простейшими древними образцами народного деревянного и каменного зодчества (эгейский мегарон, герм, халле), переносными жилищами кочевников и т. д., но затем резко расходятся пути городского и усадебного строительства и народной архитектуры, обслуживающей в основном крестьянский быт (жилой дом, гумно, амбар и т. д.), традицию родового строя, хозяйственную и политическую замкнутость, культ местных богов; выражением этого становится народная струя в средневековом искусстве.
Народная художественная культура — произведения религиозного искусства, бурно развивающегося с XVI-XVII вв. (особенно в странах католического культа), оформление празднеств, лубок с их наивным архаизмом форм, — имеет уже совершенно иную образную систему, чем изысканные, подчас новаторски необычные произведения «высокого» искусства; аналогичное расхождение возникает и в стиле предметов быта. Этот разрыв менее ощутим там, где фольклорные элементы глубоко проникают в культуру привилегированных слоев и церкви.
В России это проявилось, например, в архитектуре дворца в с. Коломенское (XVII в.) с его обилием форм народного деревянного зодчества, а в странах Латинской Америки — в декоре церквей барокко, впитавшем черты искусства доколумбовых цивилизаций.
В XVII-XVIII вв. в народном творчестве заметно ослабевает идеографическое начало.
В растительных мотивах, теперь повсеместно вытесняющих символико-геометрические узоры, декоративный строй становится свободней, разнообразней.
В народное творчество проникает всё больше свежих наблюдений, бытовых сюжетов, возрастает стремление к сказочно-фольклорному осмыслению жизни высших слоев общества, к заимствованию форм господствующих стилей.
Однако новые мотивы и формы (ренессанса, барокко, ампира) в народном творчестве сохраняют лишь весьма отдалённое сходство с образцом, упрощаясь в ритмически ясную декоративную схему (как правило, дающую многочисленные варианты).
В целом, на XVII — начало XIX в. приходится эпоха расцвета народного творчества, давшая необычайное разнообразие его видов и форм. Этому способствовали оснащение народного творчества ранее не доступными ему материалами и инструментами, появление новых технических возможностей, расширение кругозора народных художников, развитие народной лирики и сатиры.
В XIX в. интенсивно развивающееся художественно-кустарное производство всё более вовлекается в систему капиталистической экономики; товарное ремесло в большинстве стран окончательно отделяется от консервативно-домашнего.
В России после 1861 г. Народные художественные промыслы приобретают характер частных мастерских, работающих на скупщика.
Узкая специализация промыслов, растущее разделение труда и стандартизация мотивов рождают узоры и формы, предельно слитые с виртуозными приёмами технического исполнения; при этом ремесленное, механически безупречное мастерство всё чаще вытесняет творчество.
Подражая образцам массовой городской продукции, нередко случайной и антихудожественной, мастера утрачивают типичное для фольклора единство технических и эстетических начал.
Народная икона и лубок сменяются олеографиями; в пластике объёмно-предметная форма теряет архитектоничность.
Изображение и орнамент, ранее слитые с вещью, теперь становятся как бы картинкой, наклеенной на поверхность.
Отдельные отрасли, не выдерживая конкуренции с дешёвыми фабричными изделиями, приходят в упадок или вымирают, но возникают и расширяются другие, использующие более частную технику, стилистику и даже образцы профессионального станкового искусства.
В ряде стран, обладавших ранее богатейшим народным творчеством (Англия, Дания, Нидерланды), оно почти полностью исчезает, но интенсивно развивается в промышленно отсталых районах, сохранивших мощные пласты средневековой культуры (северные губернии в России, Бретань и Прованс во Франции, Тироль в Австрии).
С середины XIX в. вслед за признанием ценности словесного народного творчества в ряде стран возникает интерес и к народному декоративному искусству. С этого времени эстетика народного творчества всё более влияет на профессиональную архитектуру, изобразительное и декоративное искусство.
Произведения современного народного творчества носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности; благодаря своему явно рукодельному виду они наделяют современную культуру чертами национальных традиций.
|
|