начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "О"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ 
ОБЩЕНИЕ 
ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ 
ОБЫЧАЙ 
ОЙКУМЕНА 
«ОКНА РОСТА» 
«ОКНА ТАСС» 
«ОКТЯБРЬ» 
ОЛЬМЕКИ 
ОМХ 
ОП-АРТ 
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА 
ОРТЕГА-и-ГАСЕТ, Хосе 
ОРУЭЛЛ, Джордж 
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ 
«ОСЛИНЫЙ ХВОСТ» 
ОСТ 

 

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  —

специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника.

Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздаётся воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя.

В отличие от других типов образов (например, фотодокументального или абстрактно-геометрического), художественный образ, отражая те или иные явления действительности, одновременно несёт в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное в интеллектуальное отношение художника к миру.

Это даёт основание ученым говорить об образном языке искусства, необходимом для того, чтобы воплощать и передавать определённые ценностно-познавательные представления, эстетические идеи и идеалы.

Чувственная конкретность и обобщённость органически соединяются в образе художественном, но в разных пропорциях: превалирование первой проявляется наиболее ярко в портретном изображении, доминирование второй — в символическом образе, а их равновесие — в образе типическом.

В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нём духовного содержания, а с другой — характером материала, в котором содержание это воплощается.

Так, художественный образ в архитектуре статичен, а в литературе динамичен, в живописи изобразителен, а в музыке интонационен; в одних жанрах образ художественный предстает в образе человека, в других — выступает как образ природы, в третьих — вещи, в четвёртых — соединяет представление человеческого действия в среде, в которой оно развёртывается.

Но во всех случаях способом восприятия художественного образа является не одно только созерцание, а и переживание. Последнее как раз и свидетельствует, что воспринимаемое зрителем, читателем, слушателем произведение имеет отношение к искусству, является художественным произведением.

Образ художественный имеет разные масштабы.

Самый малый его масштаб, так называемый «микрообраз», — это мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (тропы в поэзии — метафоры, метонимии, сравнения и т. п.; мелодические подпевки в музыке).

Более крупный масштаб образа художественного, макрообраза, — это персонаж в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии или образ действия — сюжетный ход, композиционно-ритмическая структура произведения.

Ещё более крупный масштаб представляет собой образ произведения искусства в целом — описываемого события в повести, в фильме, в театральном спектакле, образ природы в пейзажной картине.

Наконец, иногда всё творчество художника можно рассматривать как единый мегаобраз мира и человека в мире.