|
ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ (лат. informatio — разъяснение, изложение) —
одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции.
В научный оборот термин был введён Ю. Хаяши, а формирование концепции информационного общества происходило практически одновременно — в Японии и США — в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963).
В дальнейшем теория «информационного общества» была развита такими учёными, как Й. Масуда, М. Порат, Т. Стоунер, Р. Кац и др.
Представители теории информационного общества исходят из его определения как многогранного феномена, имеющего сложную структуру, но, тем не менее, обладающего рядом определённых признаков, выявление которых и позволяет говорить об отдельном самостоятельном феномене.
Главной характеристикой информационного общества является принципиально новый общественный порядок, в котором основным социальным ресурсом становятся информация и знание.
Основой нового общества становится компьютерная технология, замещающая умственную работу человека, превращая интеллектуальное производство в ведущую отрасль экономики, что приводит к смене классов социально недифференцированными «информационными сообществами» (Й. Масуда).
Традиционным громоздким корпорациям противопоставляются «малые» экономические формы — «электронные коттеджи», включённые в общую структуру информационного общества (Э. Тоффлер).
Выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации» на базе синтеза телевидения, компьютерной системы и энергетики — «телекомпьютерэнергетики» (Дж. Пелтон).
«Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционной печати «электронными книгами», изменяет идеологию и всю существующую систему ценностей (X. Эванс).
Таким образом, основные определения информационного общества связаны со следующими параметрами происходящих в обществе процессов: технологическим, экономическим, пространственным и культурным.
Характерными чертами информационного общества являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных продуктов и услуг в ВВП; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных услугах.
|
|