|
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ —
термин, введённый в научный оборот К. Ясперсом, утверждавшим, что именно с осевого времени начинается единство человеческой истории.
«Ось» мировой истории он относит ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н. э.
В это время завершается мифологическая эпоха и начинается борьба рационального опыта с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, закладываются основы мировых религий.
Интенсивное духовное движение К. Яснерс обнаруживает в трёх мирах: Китай и Индия; Эллада; Ближний Восток.
В Индии — Упанишады, Будда;
в философии Индии и Китая — скептицизм, материализм, софистика и нигилизм;
в Иране — Заратустра;
в Палестине — пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;
в Греции — Гомер, Парменид, Гераклит, Платон, Фукидид, Архимед и т. д.
(именно там и тогда человек начинает осознавать свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познаёт абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира).
Исторически осевое время становится всеохватывающим, в его орбиту втягиваются германские и славянские народы, японцы, малайцы и сиамцы.
Мировая история обретает устойчивую структуру и единство.
В истории К. Ясперс выделяет четыре «среза»:
1) возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;
2) возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позднее — в Китае в 5-3 тыс. до н. э.;
3) духовное основоположение человечества, произошедшее в VIII—II вв. до н. э. одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции; это этап, на котором возникает современный нам человек со своими представлениями о присущих ему возможностях и границах осознания себя как Самости;
4) подготовленное в Европе с конца средневековья рождение научно-технической эры, которая духовно конституируется в XVH в., приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII в. и получает чрезвычайно быстрое развитие в XX в.
|
|