начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "П"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ПАЛАЦЦО 
ПАМЯТНИК 
ПАНК-КУЛЬТУРА 
ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА 
ПАРСОНС, Толкотт 
ПАРСУНА 
ПАРФЕНОН 
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО 
ПЕРЕДВИЖНИКИ. ТПХВ 
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ 
ПЕРФОМАНС 
ПЕЧЧЕИ, Аурелио 
ПЛАТОН 
ПЛЮРАЛИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ 
ПОЛИФОРМИЗМ КУЛЬТУРЫ 
ПОП-АРТ 
ПОП-КУЛЬТУРА 
ПОППЕР, Карл Раймунд 
ПОРТРЕТ 
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ 
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 
ПОСТМОДЕРНИЗМ, постмодерн 
ПРЕРАФАЭЛИТЫ 
ПРИМИТИВИЗМ 
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА ТЕОРИИ 
ПРОМИСКУИТЕТ 
ПРОСВЕЩЕНИЕ 
ПРОТОРЕНЕССАНС 
ПСЕВДОГОТИКА 
ПСИХОДЕЛИЯ 
ПУАНТИЛИЗМ 
ПУРИЗМ 

 

ПЕРЕДВИЖНИКИ (ТПХВ)  —

художники, входившие в прогрессивное художественное объединение — Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ).

Товарищество образовалось в 1870 г. в Петербурге по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге и В. Перова в противовес официальному центру искусства — Петербургской академии художеств.

ТПХВ. Саврасов, Алексей Кондратьевич. Грачи прилетели. Реализм
ТПХВ. Саврасов, Алексей Кондратьевич. Грачи прилетели. Реализм

Освободившись от регламентации и опеки Академии Художеств, они организовали внутреннюю жизнь ТПХВ на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность.

С 1871 г. ТПХВ устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах.

Избрав основой своего искусства творческий метод критического реализма, передвижники обратились к изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы.

Лучшие произведения передвижников отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия.

Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на религиозные сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы.

В состав ТПХВ в разное время входили (помимо инициаторов) И. Репин, В. Суриков, В. Маковский, И. Прянишников, А. Саврасов, И. Шишкин, В.Максимов. К. Савицкий, А. Васнецов и В. Васнецов, А. Куинджи, В.Поленов, Н. Ярошенко, И. Левитан, В. Серов и др.

Экспонентами выставок ТПХВ были М. Антокольский, В. Верещагин, А. Рябушкин и др.

Большую роль в развитии художественной деятельности передвижников играл критик В. Стасов. П. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им материальную и моральную поддержку.

Авторитет и общественное влияние ТПХВ неуклонно росли.

Академия художеств, вынужденная отказаться от первоначальной тактики зажима и травли передвижников, предпринимала активные попытки подчинить себе их деятельность, оживив с их помощью академическую школу.

В 1890-х гг. в состав академии художеств вошли видные передвижники (Репин, Маковский, Шишкин и др.). ТПХВ распалось в 1923 г.