начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "П"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ПАЛАЦЦО 
ПАМЯТНИК 
ПАНК-КУЛЬТУРА 
ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА 
ПАРСОНС, Толкотт 
ПАРСУНА 
ПАРФЕНОН 
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО 
ПЕРЕДВИЖНИКИ. ТПХВ 
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ 
ПЕРФОМАНС 
ПЕЧЧЕИ, Аурелио 
ПЛАТОН 
ПЛЮРАЛИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ 
ПОЛИФОРМИЗМ КУЛЬТУРЫ 
ПОП-АРТ 
ПОП-КУЛЬТУРА 
ПОППЕР, Карл Раймунд 
ПОРТРЕТ 
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ 
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 
ПОСТМОДЕРНИЗМ, постмодерн 
ПРЕРАФАЭЛИТЫ 
ПРИМИТИВИЗМ 
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА ТЕОРИИ 
ПРОМИСКУИТЕТ 
ПРОСВЕЩЕНИЕ 
ПРОТОРЕНЕССАНС 
ПСЕВДОГОТИКА 
ПСИХОДЕЛИЯ 
ПУАНТИЛИЗМ 
ПУРИЗМ 

 

ПАМЯТНИК  —

1) в широком смысле — объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества.

Совокупность памятников истории и культуры составляют движимые (являющиеся объектами музейного показа) и недвижимые памятники.

Выделяют памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, а также памятники письменности (документальные памятники).

Охрана памятников истории и культуры является задачей государственного значения, представляет собой существенную часть идеологического воспитания;

2) в узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определённых событиях и людях.

Подобным памятникам свойственна обычно функция активного общественного воздействия, проявляющаяся не только в их идейной программе, но и в самом характере их постановки и пластической трактовки; памятники, рассчитанные, как правило, на обозрение их большим числом людей, играют важнейшую роль в организации окружающего пространства.

Прототипами памятников были древнейшие погребальные сооружения — мегалиты и курганы, а позже обелиски, пирамиды и т. п.

И в последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль памятников, однако обычно под памятником подразумевают произведения, в которых надпогребальной или культовой функциями преобладает (хотя и не исключает их) мемориальная функция.

Основные композиционные типы памятника были созданы в античном искусстве: аллегории, или портретные статуи, и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 г. до н. э.), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180 гг., в 1538 г. установлена на площади Капитолия в Риме), стелы, арки триумфальные и триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111-114 гг., архитектор Аполлодор из Дамаска).

Античные памятники первоначально помещались на священных участках, а с VI в. до н.э. — в центрах городской жизни (например, на агоре).

Памятники Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов.

Среди памятников средневековой Европы наиболее характерны кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также скульптурные изображения донаторов.

Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение выдающихся событий возведением культурных построек (Василия Блаженного храм в Москве, сооружён в память победы над Казанским ханством).

В Италии мастера Возрождения, опираясь на древнеримское наследие, возродили традиции чисто светских памятников (конные статуи кондотьеров Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447-1453 гг., скульптор Донателло, и Коллеони в Венеции, бронза, 1479-1488 гг., скульптор Андреадель Верроккьо).

Тенденции к пышной репрезентативности и торжественности, наметившиеся в памятниках эпохи маньеризма, усилились в период барокко и классицизма, когда памятники (преимущественно монархам и полководцам) нередко играли важнейшую роль в городской застройке (памятник Петру I в Петербурге — «Медный всадник», бронза, 1768-1778 гг., открыт в 1782 г., скульптор Э.М. Фальконе).

В период ампира вновь воздвигались архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади Звезды, ныне площадь де Голля в Париже, 1806-1837 гг., арх. Ж. Шальгрен; Александровская колонна в Санкт-Петербурге).

Со второй половины XVIII в. и особенно в XIX в. сооружались памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (И. Крылову в Ленинграде, 1848-1855 гг., скульптор П. Клодт; И. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, 1857 г., скульптор Э. Ричель; А.С. Пушкину в Москве, открыт в 1880 г., скульптор А. Опекушин).

Нарастание психологической конкретности образа в скульптуре памятника XIX в. порой сочеталось с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой.

Вместе с тем, в конце XIX — начале XX в. возник ряд гигантских, подавляющих своими масштабами памятников, проникнутых эклектической претенциозностью (памятник Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911 гг., арх. Дж. Саккови) или в нарочито огрублённых формах, прославляющих имперские амбиции государства (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, 1901-1906 гг., скульптор X. Ледерер).

В XX в. особую актуальность обрела идея архитектурных и скульптурных мемориальных комплексов, как правило, посвященных памяти жертв Первой и Второй мировых войн.

Многие современные памятники отмечены острой экспрессивностью, метафоричной насыщенностью образов («Разрушенный город» в Роттердаме, 1953 г., скульптор О. Цадкин; памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки, сталь, 1961-1967 гг., скульптор Э. Хилтунен); появился новый тип неизобразительного памятника, близкий по духу к архитектуре малых форм (памятник жертвам Второй мировой войны в Милане, 1948 г., коллектив БПР).