|
ПЕРФОМАНС (англ. perfomance — исполнение, театрализованное представление) —
одна из интердисциплинарных форм постмодернизма, возникшая в 60-70-е гг. XX в.
Состоит в исполнении определённых, заранее спланированных действий перед собравшейся публикой («искусство действия» — акция).
Подобно хэппенингу, перфоманс отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей.
Своего рода «перфоманс» (исполнение живописного полотна на сцене) устраивал ещё в 50-х гг. XX в. французский абстракционист Жорж Матьё.
Другой предшественник этой формы — Ив Клайн, который в своих «Антропометриях» в присутствии публики и под аккомпанемент оркестра создавал на холсте отпечатки тел натурщиц, вымазанных красками.
Разновидности перфоманса:
1) персональный, автобиографический, в котором главное место занимает личность художника («нарциссическое искусство тела», «живая скульптура»);
2) коллективный, обнаруживающий связь с карнавальной традицией и народным зрелищем, где важную роль приобретает участие публики.
Перфоманс организуется в замкнутых пространствах галереи или на открытом воздухе, в нём используются разнообразные средства — от телевизионной аппаратуры до шоковых элементов религиозно-мистических ритуалов.
Перфоманс «АЛИАС» был реализован Эльзой Габриэль вместе с Ульфом Вреде. В финале 17 июня 1989 г. Эльза Габриэль окунула свою голову в ведро с кровью. На мгновенье голова художницы исчезает в тёплой красной жидкости, затем появляется снова. Её руки ощупывают стеклянный сосуд, покрытый марлей и тестом, открывают его, и сотни мух вылетают из загадочного сосуда. Дрожа и капая на пол, актриса садится на стул и больше не двигается.
|
|