|
ПРИМИТИВИЗМ (лат. primitivus — первый, самый ранний) —
в изобразительном искусстве конца XIX-XX вв. сознательное, программное упрощение художественных средств и обращение к формам так называемого примитива — произведений первобытного, средневекового, народного искусства, детского творчества.
Распространение примитива часто обусловлено стихийным неприятием художниками современной культуры, их бегством от действительности к первозданным пластам жизни.
Стремление обрести эмоциональную ясность, «чистоту» мировосприятия противостояло как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму.
Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция. Руссо, Анри. Сновидение.
Примитив по-разному проявлялся в творчестве разных мастеров (П. Гогена и «наби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, объединение «Мост» в Германии, в России — участников группировок «Голубая роза», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»), нередко смыкаясь с новейшими тенденциями искусства конца XIX-XX в.
Термин «примитивизм» часто применяется и по отношению к так называемому наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца XIX-XX в. (произв. А. Руссо, К. Бомбуа во Франции, Н. Пиросманашвйли в Грузии, И. Генералича в Хорватии, X. Пиппинаи А. М. Робертсон, прозванной «бабушка Мозес», в США, и др.).
|
|