начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "П"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ПАЛАЦЦО 
ПАМЯТНИК 
ПАНК-КУЛЬТУРА 
ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА 
ПАРСОНС, Толкотт 
ПАРСУНА 
ПАРФЕНОН 
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО 
ПЕРЕДВИЖНИКИ. ТПХВ 
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ 
ПЕРФОМАНС 
ПЕЧЧЕИ, Аурелио 
ПЛАТОН 
ПЛЮРАЛИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ 
ПОЛИФОРМИЗМ КУЛЬТУРЫ 
ПОП-АРТ 
ПОП-КУЛЬТУРА 
ПОППЕР, Карл Раймунд 
ПОРТРЕТ 
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ 
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 
ПОСТМОДЕРНИЗМ, постмодерн 
ПРЕРАФАЭЛИТЫ 
ПРИМИТИВИЗМ 
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА ТЕОРИИ 
ПРОМИСКУИТЕТ 
ПРОСВЕЩЕНИЕ 
ПРОТОРЕНЕССАНС 
ПСЕВДОГОТИКА 
ПСИХОДЕЛИЯ 
ПУАНТИЛИЗМ 
ПУРИЗМ 

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ  —

политическое, философское и культурное течение, возникшее во Франции, Германии, Великобритании в конце XVII-XVIII вв.

И. Кант усматривал суть Просвещения в использовании человеческого разума для реализации социального прогресса, Гегель — в отрицании существующего способа правления, идеологии, права, религии, искусства.

Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Ж. Кондорсе, А. Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека, понимали историю общества как путь от варварства и невежества к просвещённому и культурному состоянию.

Основные черты идейнокультурного движения Просвещения: стремление человеческого разума проникнуть в тайны бытия, поиск гармонии индивидуальной и общественной жизни, вера в искусство как средство достижения такой гармонии.

Большинство просветителей (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Шиллер, М. Ломоносов, Д. Фонвизин и др.) воспринимали искусство в его целостности, что впервые позволило рассматривать вопрос о развитии искусства, прогрессивных и регрессивных тенденциях его как социального явления.