начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "П"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ПАЛАЦЦО 
ПАМЯТНИК 
ПАНК-КУЛЬТУРА 
ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА 
ПАРСОНС, Толкотт 
ПАРСУНА 
ПАРФЕНОН 
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО 
ПЕРЕДВИЖНИКИ. ТПХВ 
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ 
ПЕРФОМАНС 
ПЕЧЧЕИ, Аурелио 
ПЛАТОН 
ПЛЮРАЛИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ 
ПОЛИФОРМИЗМ КУЛЬТУРЫ 
ПОП-АРТ 
ПОП-КУЛЬТУРА 
ПОППЕР, Карл Раймунд 
ПОРТРЕТ 
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ 
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 
ПОСТМОДЕРНИЗМ, постмодерн 
ПРЕРАФАЭЛИТЫ 
ПРИМИТИВИЗМ 
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА ТЕОРИИ 
ПРОМИСКУИТЕТ 
ПРОСВЕЩЕНИЕ 
ПРОТОРЕНЕССАНС 
ПСЕВДОГОТИКА 
ПСИХОДЕЛИЯ 
ПУАНТИЛИЗМ 
ПУРИЗМ 

 

ПСЕВДОГОТИКА  (греч. pseudos — ложь, и фр. gothique — готика), также ложная готика, —

направление в европейской архитектуре XVIII-XIX вв., стремившееся к возрождению форм декора и (в ряде случаев) конструктивных особенностей готики.

Зарождение псевдоготики (особенно в Великобритании) связано с предромантическими веяниями: с расцветом садово-паркового искусства, тягой к природе и естественной живописности, поэтизацией средневековья.

К ранним памятникам псевдоготики относятся искусственные руины, беседки и часовни, виллы.

Разбуженный романтизмом интерес к национальному прошлому, археологические исследования памятников средневекового зодчества способствовали превращению псевдоготики в одно из главных течений в эклектической архитектуре первой половины XIX в. (в Великобритании — арх. О. Пьюджин, Ч. Бэрри, в Германии — К. Ф. Шинкель).

В России псевдоготика, развивавшаяся первоначально в усадебном строительстве (арх. Ю.М. Фельтен и др.), в творчестве В.И. Баженова и М.Ф. Казакова сочеталась с отдельными мотивами средневекового русского зодчества.

Для европейской псевдоготики середины и второй половины XIX в. (в Великобритании — Дж. Г. Скотт, Дж. Стрит, У. Баттерфилд и др., во Франции — Э. Виолле-ле-Дюк) характерно применение чугунных конструкций и полихромии.

Стремление к возрождению свойственной средневековью целостности художественного мышления (труды писателей и теоретиков искусства середины и второй половины XIX в. — Дж. Рескина, У. Морриса, Виолле-ле-Дюка) и осознание эстетической ценности готической каркасной конструкции стали впоследствии одной из характерных прогрессивных черт неоромантических течений конца XIX-XX вв.