|
ПСИХОДЕЛИЯ (греч. psyche — душа, и delos — ясный) —
направление в американской и европейской молодёжной контркультуре середины XX в., нашедшее своё проявление в музыке, киноискусстве, литературе, дизайне и моде.
Название происходит от так называемых психоделиков — наркотических веществ (естественного и синтетического происхождения, в частности — мескалина и ЛСД), популярных в среде хиппи, а также активно использовавшихся в трансперсональной психологии (связанной с изучением эмоциональных и психосоматических проблем) — новой стратегии в психотерапии, сформировавшейся в 1960-х гг. (С. Гроф и др.).
Идеологами психоделии в литературе стали такие писатели, как О. Хаксли и К. Кизи, в своём творчестве отображавшие идейный и духовный кризис современной цивилизации, духовную опустошённость и нравственную апатию, ставшие символом времени.
Стилистическими особенностями психоделического дизайна являются затейливые орнаменты, яркие, насыщенные цвета (имитирующие состояние наркотического транса).
Психоделия как направление в музыке зарождается в США в середине 1960-х гг. на базе блюз-рока и фолка; идеологической базой нового музыкального направления становится образ жизни хиппи.
Пропаганда наркотиков, раскрепощающих сознание и «творящих нового человека», стала основой «эйсид-рока» (acid-rock)(«Grateful Dead», «Jefferson Airplane» и др.).
Введение официального запрета на наркотики-галлюциногены привело к попытке воссоздания состояния «изменённого сознания» в музыке с помощью высокой громкости звучания, использования низких частот, повторяющихся мелодических и ритмических фраз (риффов), световых эффектов, синхронизированных со звуком (Jimi Hendrix, Doors, Pink Floyd и др.).
Музыкальные приёмы, используемые в психоделии, в сочетании с импровизационностью блюз-рока, оказали большое влияние на развитие музыки в целом, став, в частности, основой для возникновения и развития музыкального направления, получившего название хард-рок (hard-rock).
|
|