начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Р"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

РАЦИОНАЛИЗМ 
РЕАЛИЗМ 
РЕГИОНАЛИЗМ 
РЕКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ 
РЕЛИГИИ МИРОВЫЕ 
РЕЛИГИЯ 
РЕЛЯТИВИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ 
РЕРИХ, Николай Константинович 
РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
РИМСКИЙ КЛУБ 
РИТУАЛ 
РОК-КУЛЬТУРА 
РОК-МУЗЫКА 
РОК-ОПЕРА 
РОКОКО 
РОМАНИЗМ 
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ 
РОМАНТИЗМ 
РУССО, Жан-Жак 
РЭДИ-МЭЙД 

 

РАЦИОНАЛИЗМ  (лат. rationalis — разумный) —

совокупность архитектурных направлений первой половины XX в., программно осваивавших достижения современной науки и техники.

В широком смысле Рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура».

Основы Рационализма закладывались ещё в конце XIX в. (творчество Л.Х. Салливена в США, Х.П. Верлаге в Нидерландах, А. Лоза в Австрии, мастеров Веркбунда в Германии, О. Перре во Франции).

Становлению Рационализма в начале 20-х гг. во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала «Эспри нуво» во главе с Ле Корбюзье во Франции, и руководимой В. Гропиусом архитектурной школой «Баухауз» в Германии (функционализм).

Сторонники Рационализма организовали объединение СИАМ (Международный конгресс современной архитектуры, 1928-1959); его градостроительные идеи были зафиксированы в так называемой Афинской хартии (1933), а его общие архитектурные концепции в 50-х гг. привели к созданию международного (интернационального) стиля (творчество Л. Миса ван дер Роэ и многих других архитекторов).

Глубокий кризис ационализма в конце 50-х гг. был связан как с разочарованием в его социально-реформистском утопизме, так и с настойчивыми попытками преодолеть присущий ему известный догматизм архитектурного мышления, определившими характер позднего творчества Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ, приверженцев брутализма, возродившегося неоклассицизма, постмодернизма и других архитектурных течений.

В отечественной архитектуре рационалистами называли себя архитекторы объединения АСНОВА (Н. А. Ладовский, К.С. Мельников и др.), выдвигавшие на первый план психофизиологические особенности восприятия архитектурной формы и стремившиеся найти рациональные начала в образном аспекте архитектуры.