начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Р"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

РАЦИОНАЛИЗМ 
РЕАЛИЗМ 
РЕГИОНАЛИЗМ 
РЕКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ 
РЕЛИГИИ МИРОВЫЕ 
РЕЛИГИЯ 
РЕЛЯТИВИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ 
РЕРИХ, Николай Константинович 
РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
РИМСКИЙ КЛУБ 
РИТУАЛ 
РОК-КУЛЬТУРА 
РОК-МУЗЫКА 
РОК-ОПЕРА 
РОКОКО 
РОМАНИЗМ 
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ 
РОМАНТИЗМ 
РУССО, Жан-Жак 
РЭДИ-МЭЙД 

 

РОК-КУЛЬТУРА  (англ. rock — раскачиваться, и cultura — культура) —

1) контркультурное молодёжное образование, сформировавшееся под влиянием «битничества» (англ. beat generation — разбитое поколение) — литературного и молодёжного движения в США и Великобритании середины 1950-х — начала 60-х гг., выступавшего за пересмотр ценностей западной цивилизации. Формирование собственно рок-культуры связывается с так называемой «рок-революцией» в США в начале 1960-х гг. — массовым распространением рок-н-ролла (англ. rock and roll, от rock — раскачиваться, и roll — крутиться), связанной с развитием техники, средств коммуникации, массовой информации.

Рок-н-ролл, впитав в себя идеи философии экзистенциализма, дзэн-буддизма, других религий ориенталистского направления, становится значительным культурным явлением, превращаясь в условиях эскалации «холодной войны» из субкультурного образования в новое контркультурное течение, противостоящее традиционным нормам доминирующей западной культуры.

На протяжении следующих десяти лет в США и Европе возникают и активно развиваются новые музыкальные и художественные формы (поп-арт, хэппенинг, психоделия, рок-опера и пр.), возникают различные стили рок-музыки, становясь идейной основой и внешним проявлением молодёжных контркультур второй половины XX в. (хиппи, панк, нью-вэйв и пр.);

2) молодёжная субкультура, основу которой составляет рок-музыка, выступающая «средством самосознания и самореализации молодёжи, символом настроений молодых людей, оппозиционных по отношению к старшему поколению или общественно-политическому устройству в целом, альтернативной моделью бытия, вступающей в непримиримый конфликт с существующими идеологическими, нравственными и эстетическими установками» (Н.П. Мейнерт).

По определению А. А. Васильевой, рок-культура включает, помимо собственно музыкальной компоненты (рок-музыки), также вербальную (поэтические песенные тексты, где широко представлена молодежная сленговая лексика), поведенческую (комплекс используемых рок-музыкантами исполнительских приёмов — от темброво-артикуляционной манеры пения до стиля сценического поведения), предметную (костюмы и атрибутика как часть исполнительского имиджа рок-музыкантов), социокультурную (особые социальные формы существования рок-музыки — «тусовка», «сейшен» как особые формы музыкального хэппенинга и пр.