|
РОК-МУЗЫКА (англ. rock — раскачиваться) —
направление в музыке, сформировавшееся как реакция на ситуацию в культурной жизни послевоенной Европы и США, характеризовавшуюся безраздельным господством развлекательных музыкальных форм — свинг (англ. swing — раскачивание), ритм-энд-блюза (англ. rhythm and blues), отсутствием музыки, отвечавшей духовным запросам молодёжи послевоенного поколения.
Протестное движение «битников» приводит к радикальному изменению литературы, искусства, но в музыке протест против бесконфликтности приводит к появлению стиля «боп» (англ. bop) — элитарного направления в джазовой музыке, принятого лишь узкой группой интеллектуалов.
Вначале 1960-хгг. массовое распространение получает рок-н-ролл (англ. rock and roll, от rock — раскачиваться, и roll — крутиться).
Американские музыкальные критики К. Белц и А. Шоу утверждают, что первой рок-н-ролльной композицией является композиция группы «Cats» «SH-Boom».
К первой разновидности рок-н-ролла, приобретающей массовую популярность, относится стиль «рокабилли» (англ. rockabilly), возникший в США как соединение рок-н-ролла и американского кантри (Bill Haley, Elvis Presley, Buddy Holly и др.).
Особенностями нового музыкального направления становится его рок-ансамблевая структура с особой техникой вокального исполнения, вырастающей из свинга, групповой вокал, использование электрогитар, молодёжный «имидж» и пр.
В Великобритании в 1960-х гг. формируются и завоёвывают массовое признание классические роковые группы «The Beatles», «Rolling Stones», «Animals», «Yardbirds», «Who» и др., оказавшие огромное влияние на развитие рок-музыки в мире, появление новых стилей и направлений — блюз-рока (J. Hendrix, «Сгеат»), психоделии («Doors», «PinkFloyd»), фолк-рока (Bob Dilan) и пр.
Появляются формы рок-музыки, сочетающиеся с театральными и массовыми действами — хэппенинги («Velvet Underground», «Fug» и др.), а также с классической музыкой — арт-рок (англ. art rock — художественный рок) («Procol Harum», «Jethro Tull», «Yes» и др).
В результате возникает рок-музыка как качественно новый жанр, который характеризуется соединением текстов с инструментальной музыкой высокого уровня, полисемантичностью и полистилевостью.
Основными разновидностями рок-музыки становятся джаз-рок (или фьюжн, от англ. fusion — сплав, слияние) (Miles Davis, « Weather Report»), софт-рок (англ. soft — мягкий) («Simon & Garfunkel», Bruce Springsteen) и хард-рок (англ. hard — твердый) («Led Zeppelin», «Deep Purple» и др.).
В конце 60 — начале 70-х гг. рок-музыка пополняется такими стилями, как кантри-рок (англ. country — сельский) («The Eagles»), глэм-рок (англ. glam, от glamourous — эффектный) (David Bowie, «T. Rex», «The Queen»), фанк (англ. funk — испуг) («Earth, wind & fire»), электронный рок («Vangelis»), а синтез драматургии и рокмузыки приводит к возникновению такого жанра, как pok-onepa («The Who» — «Тоmmу», A. L. Webber, T. Rice «Jesus Christ Superstar» и др.).
В 1970-е гг. как своеобразная реакция на процесс коммерциализации рок-музыки — появление таких музыкальных течений в рок-музыке (и рок-культуре), как реггей (англ. reggae, от rag — лоскут) (Bob Marley) и панк (англ. punk — «шпана», хулиган) («Sex Pistols», «Clash»), идеологию которых составлял протест против традиционной системы западных ценностей, отражение кризиса современной морали.
Данные стили создали идеологическую и эстетическую основу для появления в конце 1970-х гг. целой плеяды рок-групп «новой волны» (англ. new wave — новая волна) («U-2», «R.E.M.», «INXS», «Dire Straits», «The Police», «Depeche Mode», «Duran Duran» и др.).
Своего рода антиподом «новой волны» стало направление «хэви метал» (англ. heavy metal — тяжелый металл) («Black Sabbath», «АС/DC», «Iron Maiden», «Judas Priest», «Kiss», «Nazaret»).
В конце 1970-х — в 1980-е гг. в рок-музыке доминируют такие направления, как «пост-панк» (post-punk) («Talking Heads», «Stranglers», « Joy Division» «The Cure»), делающий упор на шумовую сторону музыки «трэш-метал» (thrash-metal) («Anthrax», «Metallica»), коммерческий «софт-метал» (англ. soft — легкий) («Def Leppard», «Bon Jovi»), а 1990-е гг. пополняют рок-музыку яростно-депрессивным «гранджем» (англ. grange) («Nirvana», «Soundgarden», «Pearl Jam», «Face No Моге» и др.).
Конец XX в. — время расцвета постмодернистского «альтернативного рока» (англ. — alternative) конгломерата различных стилей второй половины 1980-х — конца 1990-х гг. — гранжа, индастриэла, брит-попа, ска-панка, фанк-метала, рэпа, техно, рэйва и пр., постепенно превращающихся в коммерческий масскультурный «продукт».
Массовая культура конца XX — начала XXI в. привела к возникновению такого музыкального направления, как «поп-рок» (англ. pop rock) — поп-музыки «широкого потребления», использующей весь антураж и музыкальные средства современной рок-музыки, а также так называемого «форматного рока» — рок-музыки, изначально рассчитанной на коммерческий эффект, т. е. музыкальных композиций, укладывающихся в формат музыкальных FM-радиостанций.
|
|