начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "С"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

САЛОН 
САЛОННОЕ ИСКУССТВО 
САМОРАЗРУШАЮЩЕЕСЯ ИСКУССТВО 
САРКОФАГ 
САРМАТЫ 
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА 
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ 
«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» культура 
СЕЦЕССИОН 
СИЕНСКАЯ ШКОЛА 
СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА 
СИМВОЛИЗМ 
СИНИЙ ВСАДНИК 
СИНКРЕТИЗМ 
СИНТЕЗ ИСКУССТВ 
СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА 
СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА 
СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА 
СМЫСЛЫ КУЛЬТУРНЫЕ 
СОРОКИН, Питирим Александрович 
СОЦ-АРТ 
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ 
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ 
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
СОЦРЕАЛИЗМ 
СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 
СПЕНСЕР, Герберт 
СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА 
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО 
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО 
«СТИЛЬ» 
СТОУНХЕНДЖ 
СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
СУБКУЛЬТУРА 
СУГГЕСТИЯ 
СУПРЕМАТИЗМ 
СФИНКС 
СЮРРЕАЛИЗМ 

 

«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»  культура —

период русского культурного Ренессанса (по определению Н. Бердяева) на рубеже XIX и XX вв., ознаменовавшийся расцветом философии, искусства, литературы, в первую очередь — поэзии.

Последние десятилетия XIX столетия дали миру целую плеяду русских поэтов, которые, при всём многообразии своих художественных устремлений (символизм, акмеизм, футуризм), явились творцами единого культурного феномена, который позднее и получил название «серебряный век».

В сферу художественных поисков вовлекались музыка, театр, живопись.

Хронологически он укладывается в два-три десятилетия, предшествовавшие 1917 г., но по своему духовному потенциалу, «энергетическим ресурсам», действительно, вполне сопоставим со столетием.

«Серебряный век» — эпоха открытий и экспериментов.

Художники, поэты, музыканты как никогда много путешествовали по миру, обязательно посещая «Мекку» европейской цивилизации — Париж.

Чужая история и культура осваивались русским искусством, прорастая экзотическими темами и изысканными формами.

Православие и католицизм, буддизм и индуизм, философия Ф. Ницше и антропософия Р. Штейнера — духовные истоки русского «серебряного века».

Определяющими координатами «серебряного века» стали пафос жизнетворчества, подразумевавший неразделимость личности художника и его творения, а также культ красоты, вера в могущество слова, поиски нового поэтического языка.

Название «серебряный век» отсылает к «золотому» — пушкинскому— веку. Между ними можно провести много параллелей, наметить линии преемственности.

Но в «серебряном веке» явственнее звучит драматическая нота — предчувствие приближающейся катастрофы. События 1917 г. разрушили атмосферу, обусловившую процветание поэзии.

Русским поэтам предстоял крестный путь — свой для каждого. Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев стали жертвами репрессий. С.А. Есенин, В.В. Маяковский, М.И. Цветаева не смогли жить в условиях губительного для поэтов «отсутствия воздуха» (о нем говорил в речи о Пушкине А. А. Блок, как бы предчувствуя и собственную судьбу). Б. Л. Пастернак и А. А. Ахматова дожили до преклонных лет, постоянно подвергаясь травле. В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов и многие другие, оказавшиеся на чужбине, испили горькую чашу изгнанничества.