|
САЛОННОЕ ИСКУССТВО (ит. salone, от sala — зал) —
нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной многозначительности произведений изобразительного искусства, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей.
Термин «Салонное искусство» получил распространение со второй половины XIX в. и первоначально относился к искусству, пользовавшемуся поддержкой у жюри парижского Салона, признанием в верхах общества, а также официальным одобрением со стороны властей.
Вбирая различные оттенки смысла (внешняя развлекательность, поверхностная манерная эффектность исполнения, принимаемая за художественность и изысканность, светская броскость и легковесность; артистический кружок буржуа-мецената, преимущественно дилетанта; художественное начинание, преследующее прежде всего коммерческие цели, и т. д.), которые со временем (главным образом с последней трети XIX в.) получали всё более негативную окраску, термин «Салонное искусство» стал означать соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам, её зависимость от модных поветрий и подражаний.
Претерпев эволюцию от рафинированности к общедоступности, но, постоянно сохраняя в себе нечто претенциозное, псевдоутончённое и «возвышенное», Салонное искусство всегда стремится как можно полнее отвечать представлениям художественно неподготовленного обывателя о прекрасном, прельщая его антихудожественной идеализацией образов или искусственной патетикой, жеманной экзальтацией чувств, убедительной «достоверностью» воспроизведения натуры либо, напротив, нарочитой деформацией предметного мира с помощью приёмов, ещё недавно казавшихся консервативной публике шокирующей новацией, но уже принимаемых ею как признаки «хорошего тона» в искусстве.
Вместе с тем, Салонное искусство отнюдь не пассивно, а скорее даже агрессивно в своём обращении к широкому зрителю: оно старается направлять, формировать его эстетические взгляды, навязывая ему в качестве художественных эталонов некие удобопонятные, облегчённые для восприятия образцы, а вернее — суррогаты искусства.
С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей репродуцирования и тиражирования произведений живописи и графики Салонное искусство всё более профанируется и стандартизируется, становясь в итоге составной частью «массовой культуры» XX в.
Непременные признаки Салонного искусства — эклектизм творческого метода и формальных средств, тяготение к «интригующим» эффектам, стилистам, непостоянство исполнителей при их профессиональной мастеровитости — выводят это явление за пределы какой-либо эпохи, какого-либо стиля или направления.
Родившись на почве академизма XIX в. (сочетавшего упадочные тенденции позднего классицизма и позднего романтизма), получив питательную среду в натурализме и часто смыкаясь с ним, Салонное искусство даёт вульгарную и в то же время претендующую на утончённость версию любого из последующих направлений изобразительного искусства.
|
|