начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "С"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

САЛОН 
САЛОННОЕ ИСКУССТВО 
САМОРАЗРУШАЮЩЕЕСЯ ИСКУССТВО 
САРКОФАГ 
САРМАТЫ 
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА 
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ 
«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» культура 
СЕЦЕССИОН 
СИЕНСКАЯ ШКОЛА 
СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА 
СИМВОЛИЗМ 
СИНИЙ ВСАДНИК 
СИНКРЕТИЗМ 
СИНТЕЗ ИСКУССТВ 
СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА 
СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА 
СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА 
СМЫСЛЫ КУЛЬТУРНЫЕ 
СОРОКИН, Питирим Александрович 
СОЦ-АРТ 
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ 
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ 
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
СОЦРЕАЛИЗМ 
СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 
СПЕНСЕР, Герберт 
СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА 
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО 
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО 
«СТИЛЬ» 
СТОУНХЕНДЖ 
СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
СУБКУЛЬТУРА 
СУГГЕСТИЯ 
СУПРЕМАТИЗМ 
СФИНКС 
СЮРРЕАЛИЗМ 

 

САЛОННОЕ ИСКУССТВО  (ит. salone, от sala — зал) —

нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной многозначительности произведений изобразительного искусства, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей.

Термин «Салонное искусство» получил распространение со второй половины XIX в. и первоначально относился к искусству, пользовавшемуся поддержкой у жюри парижского Салона, признанием в верхах общества, а также официальным одобрением со стороны властей.

Вбирая различные оттенки смысла (внешняя развлекательность, поверхностная манерная эффектность исполнения, принимаемая за художественность и изысканность, светская броскость и легковесность; артистический кружок буржуа-мецената, преимущественно дилетанта; художественное начинание, преследующее прежде всего коммерческие цели, и т. д.), которые со временем (главным образом с последней трети XIX в.) получали всё более негативную окраску, термин «Салонное искусство» стал означать соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам, её зависимость от модных поветрий и подражаний.

Претерпев эволюцию от рафинированности к общедоступности, но, постоянно сохраняя в себе нечто претенциозное, псевдоутончённое и «возвышенное», Салонное искусство всегда стремится как можно полнее отвечать представлениям художественно неподготовленного обывателя о прекрасном, прельщая его антихудожественной идеализацией образов или искусственной патетикой, жеманной экзальтацией чувств, убедительной «достоверностью» воспроизведения натуры либо, напротив, нарочитой деформацией предметного мира с помощью приёмов, ещё недавно казавшихся консервативной публике шокирующей новацией, но уже принимаемых ею как признаки «хорошего тона» в искусстве.

Вместе с тем, Салонное искусство отнюдь не пассивно, а скорее даже агрессивно в своём обращении к широкому зрителю: оно старается направлять, формировать его эстетические взгляды, навязывая ему в качестве художественных эталонов некие удобопонятные, облегчённые для восприятия образцы, а вернее — суррогаты искусства.

С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей репродуцирования и тиражирования произведений живописи и графики Салонное искусство всё более профанируется и стандартизируется, становясь в итоге составной частью «массовой культуры» XX в.

Непременные признаки Салонного искусства — эклектизм творческого метода и формальных средств, тяготение к «интригующим» эффектам, стилистам, непостоянство исполнителей при их профессиональной мастеровитости — выводят это явление за пределы какой-либо эпохи, какого-либо стиля или направления.

Родившись на почве академизма XIX в. (сочетавшего упадочные тенденции позднего классицизма и позднего романтизма), получив питательную среду в натурализме и часто смыкаясь с ним, Салонное искусство даёт вульгарную и в то же время претендующую на утончённость версию любого из последующих направлений изобразительного искусства.