начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "С"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

САЛОН 
САЛОННОЕ ИСКУССТВО 
САМОРАЗРУШАЮЩЕЕСЯ ИСКУССТВО 
САРКОФАГ 
САРМАТЫ 
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА 
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ 
«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» культура 
СЕЦЕССИОН 
СИЕНСКАЯ ШКОЛА 
СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА 
СИМВОЛИЗМ 
СИНИЙ ВСАДНИК 
СИНКРЕТИЗМ 
СИНТЕЗ ИСКУССТВ 
СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА 
СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА 
СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА 
СМЫСЛЫ КУЛЬТУРНЫЕ 
СОРОКИН, Питирим Александрович 
СОЦ-АРТ 
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ 
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ 
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
СОЦРЕАЛИЗМ 
СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 
СПЕНСЕР, Герберт 
СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА 
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО 
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО 
«СТИЛЬ» 
СТОУНХЕНДЖ 
СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
СУБКУЛЬТУРА 
СУГГЕСТИЯ 
СУПРЕМАТИЗМ 
СФИНКС 
СЮРРЕАЛИЗМ 

 

СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА  —

культура индоевропейских по происхождению племён, обитавших в VII—II вв. до н. э. в степных районах Северного Причерноморья, между реками Днестр и Дон.

Скифами также условно называли родственные им полукочевые племена, занимавшие степные пространства Евразии вплоть до Забайкалья и Северного Китая.

Собственно скифы появились в Северном Причерноморье, вероятно, в конце VIII в. до н.э., где постепенно смешались с местными племенами.

Государство скифов, достигшее наибольшего могущества в IV в. до н. э., включало племена скотоводов и земледельцев, находившиеся на стадии разложения родоплеменного строя и сложения военной демократии.

Скифы вели обширную торговлю с античными городами Северного Причерноморья.

Теснимое с востока сарматами, государственное объединение скифов пришло в упадок к III-II вв. до н. э.

Скифам приписывают ряд укреплённых поселений с земляными валами и рвами и неукреплённых городищ VI-IV вв. до н. э. на территории Украины.

В многочисленных надмогильных курганах скифов с богатыми захоронениями племенной знати найдены оружие, конское снаряжение с декоративными бляшками, посуда, ювелирные изделия как местного, так и переднеазиатского и греческого производства.

Погребальные сооружения скифов многообразны: на севере Скифии под курганами сооружались склепы из деревянных срубов или вертикально поставленных брёвен, на Днепре — захоронения типа катакомб.

Курганы знати здесь выделялись высотой насыпи (до 20 м; «царские» курганы Чертомлык и Солоха близ Никополя).

В Прикубанье под курганами сооружались помещения с рядами столбов, перекрытые бревенчатыми шатрами (курганы Келермесские, Костромской).

В районах расположения близ греческих городов строились каменные склепы, иногда с ложным сводом (курган Куль-Оба близ Керчи).

Среди художественных изделий, обнаруженных в курганах скифов, наибольшую ценность представляют предметы, декорированные в так называемом скифском «зверином стиле».

Наряду с фигурами животных (оленя, лося, пантеры, зайца, хищных и фантастических птиц) на них встречаются сцены борьбы зверей, а также сильно стилизованные изображения их отдельных частей (голов, глаз, клювов, лап и т. п.).

Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы чаще всего из золота, серебра, бронзы и железа, реже — из кости и дерева.

Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они играли роль амулетов. «Звериный стиль» скифов Северного Причерноморья сформировался, по-видимому, в северных районах Ирана, о чём говорит так называемый Саккызский клад (найден близ г. Секкеза, или Саккыза, в Иранском Курдистане, кон. VII в. до н. э.), а также наиболее древние богатые захоронения (Келермесские и др. курганы, VI в. до н. э.).

Найденные в них предметы сочетают месопотамские сюжеты с чисто скифскими мотивами (например, фигура оленя с поджатыми ногами и вытянутыми вдоль спины орнаментально трактованными рогами).

Наиболее яркое художественное выражение скифский «звериный стиль» нашёл в золотых бляхах для щитов в форме идущей пантеры (из Келермесских курганов) и лежащего оленя (из Костромского кургана; обе — VI в. до н. э.).

Живость передачи характерных черт животного сочетается в них с обобщённой моделировкой объёмов и дробной, графической трактовкой деталей.

При свойственных изображениям лаконизме и замечательной приспособленности к форме предметов им присущи внутренняя напряжённость композиции, динамика и экспрессия образов.

В V—III вв. до н. э. в искусстве скифов усилилось влияние Древней Греции и Малой Азии.

В курганах IV-III вв. до н. э. обнаружено множество греческих изделий, специально рассчитанных на скифский быт и включающих скифские сюжеты. Ряд из них относится к числу шедевров эллинистического искусства (серебряная ваза из кургана Чертомлык со стилизованным растительным узором и рельефными сценами укрощения лошадей; золотые обкладки колчанов-торитов с рельефными мифическими композициями из Мелитопольского и Чертомлыкского курганов, электровый (греч. elektros — янтарь, а также сплав золота с серебром) сосуд из кургана Куль-Оба со сценами жизни скифов, и другое — всё IV в. до н. э.).

В собственно скифском искусстве IV—III вв. до н. э. образы животных получали всё более плоскостную и орнаментальную трактовку (находки из Семибратних и Елизаветинских курганов в Прикубанье).

Скифам приписывают также ряд сильно упрощённых и схематизированных каменных изваяний воинов.

В III-II вв. до н. э. искусство скифов утратило своеобразие и постепенно вытеснилось продукцией греческих мастеров.

Культура позднескифского государства в Центральном Крыму (II в. до н. э. — II в. н. э.) говорит об эллинизации жизненного уклада скифов (остатки каменных укреплений, домов, общественных зданий с портиками и фресками, рельефов и др. в г. Неаполь Скифский близ Симферополя).