начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "С"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

САЛОН 
САЛОННОЕ ИСКУССТВО 
САМОРАЗРУШАЮЩЕЕСЯ ИСКУССТВО 
САРКОФАГ 
САРМАТЫ 
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА 
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ 
«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» культура 
СЕЦЕССИОН 
СИЕНСКАЯ ШКОЛА 
СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА 
СИМВОЛИЗМ 
СИНИЙ ВСАДНИК 
СИНКРЕТИЗМ 
СИНТЕЗ ИСКУССТВ 
СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА 
СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА 
СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА 
СМЫСЛЫ КУЛЬТУРНЫЕ 
СОРОКИН, Питирим Александрович 
СОЦ-АРТ 
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ 
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ 
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
СОЦРЕАЛИЗМ 
СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 
СПЕНСЕР, Герберт 
СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА 
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО 
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО 
«СТИЛЬ» 
СТОУНХЕНДЖ 
СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
СУБКУЛЬТУРА 
СУГГЕСТИЯ 
СУПРЕМАТИЗМ 
СФИНКС 
СЮРРЕАЛИЗМ 

 

СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА  —

культура древних племён индоевропейской группы.

Славяне впервые упоминаются в I—II вв. в древнеримских источниках под именем венедов.

По предположению ряда исследователей, наряду с германцами и бантами, славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племён, расселившихся на рубеже 3 и 2-го тыс. до н. э. в Центральной, Северной и Восточной Европе и создавших культуру так называемой шнуровой керамики.

Принадлежность тех или иных археологических памятников славян проблематична.

Значительные передвижения славян и частичное смешение их с другими этническими группами вызывали серьёзные изменения в их культуре.

На её формирование оказали влияние постоянные контакты с ближайшими соседями - германцами и кельтами, племенами лесной полосы Евразии, скифами и сарматами на юге и юго-востоке и, наконец, с фракийцами на юго-западе.

К числу вероятных протославянских археологических культур относят лужицкую (ХIII-IV вв. до н. э.) и поморскую (VI-II вв. до н. э.) культуры на территории Германии и Польши, на востоке — чернолесскую (VIII-VI вв. до н. э.) и милогрудовскую (VII в. до н. э. — I в. н. э.) культуры, распространённые в Приднепровье.

В начале 1-го тыс. н. э. со славянами связывают оксывскую (II в. до н. э.— II в. н. э.) и пшеворскую (I-IV вв. н. э.) культуры на территории Польши, а также родственные и одновременные им зарубинецкую и черняховскую культуры, занимавшие пространство между Верхним Поднепровьем и Днестром.

Несмотря на те или иные местные отличия, повсеместно для славян характерны неукреплённые поселения с жилищами-полуземлянками с бревенчатым срубом (реже — с наземными столбовыми постройками или домами с каркасом из прутьев, обмазанных глиной), городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжения.

Многообразны образцы керамики, вылепленной от руки, а с III-IV вв. выполненной на гончарном круге.

Простые прямостенные или округлые по формам сосуды украшались гравированным, штампованным или лепным геометрическим орнаментом.

Особым разнообразием форм и декора отличалась керамика Черняховской культуры (многие исследователи считают её полиэтнической).

Ювелирное искусство представлено застёжками-фибулами из бронзы и железа с гравированным и литым узором на спинках, подвесками из кости и металла и др.

Языческие верования славян определили наиболее распространённые мотивы орнамента, говорящие о культе Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзагообразные узоры).

На остатках святилищ найдены немногочисленные столбовидные изображения богов (Перуна, Триглава, Святовита), выполненные из дерева, реже — из камня. Они часто имеют несколько ликов с суммарно обозначенными чертами и отличаются статичностью и нерасчленённостью форм.

Космогонические представления славян, возможно, отражает так называемый Збручский идол с изображениями в нескольких ярусов, символизирующих три сферы — небо, землю и подземные силы (X в.). Он, несомненно, воспроизводит древние образцы.

В III-IV вв. намечается разделение славян на культурные группы, соответствующие письменным источникам VI в.: антов, живших между Днепром и Днестром, склавинов, находившихся в Придунавье и Прикарпатье, и потомков венедов, занимавших западно-славянские земли.

На судьбах антов сказались бурные события эпохи Великого переселения народов (IV—VI вв.).

Начиная с VII в. упоминания о славянах исчезают из письменных источников.

Вместе с тем, термин «славяне» начинает занимать всё большее место в древних хрониках в связи с массовой миграцией и расселением славян на территорию современной Северной Германии, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Югославии, Греции и других европейских стран.

В VI-VII вв. здесь широко распространяются неукреплённые поселения с полуземляными столбовыми жилищами, строгая по формам неорнаментированная керамика так называемого пражского типа (стройные широкогорлые горшки, тюльпановидные сосуды), «пальчатые» фибулы, звездчатые и шаровидные серьги и др.

С VII в. в ювелирных изделиях славян проявляется влияние аланов, а также возрастающее воздействие византийской культуры, связанное с постепенной христианизацией славянских племён.

В конце VII-IX в. многовековое развитие культуры славян явилось почвой для расцвета многочисленных славянских культур в эпоху формирования славянских народов.