|
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ (лат. societas — общество, и греч. logos — наука, лат. cultura — возделывание, воспитание, и logos — наука) —
научное направление, усматривающее истоки культуры в её общественной природе и организации, а не в психике, биологической предыстории или в самопроизвольном «божественном» развитии человеческого духа.
Автор книги «Заметки к определению культуры» Т. Элиот определял культуру как «образ жизни данного народа, живущего в одном месте».
Как и А. Тойнби, он отмечал, что исчерпанность созидательной энергии человечества может быть преодолена лишь на путях поддержки культурных «элит».
Русско-американский социолог П. Сорокин также подчёркивал неразрывную связь общесоциальных процессов с развитием культуры.
Он выделял три возможных типа культуры: чувственный (эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности), идеациональный (сверхчувственные ценности, поклонение Абсолюту) и идеалистический, где «чувство уравновешивается интеллектом».
Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых сопровождаются кризисами, войнами и революциями.
Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении « идеациональной культуры» с абсолютными религиозными идеалами.
Немецкий экономист и социолог А. Вебер в работе «Социология истории и культуры» выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия).
Движение культуры, по Веберу, — иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.
Американский социолог Т. Парсонс развивал теорию культуры в рамках структурнофункционального направления в социологии.
Культура, по его мнению, — это результат действия людей на уровне двух систем: социальной (совместные действия людей, движимых целями самосохранения) и собственно культурной, для которой характерны символичность, нормативность и волюнтаристичность, т. е. иррациональность и независимость от диктата окружающей среды.
В теории Парсонса культура предстаёт как сложная система символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования.
|
|