начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Т"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ТАШИЗМ 
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ 
ТВОРЧЕСТВО 
ТЕАТР 
ТЕЙЛОР, Эдуард Бернетт 
ТЕЙЯР де ШАРДЕН, Мари Жозеф Пьер 
ТЕКСТ 
ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
ТЕРМЫ 
ТЕХНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА 
ТЕННИС, Фердинанд 
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР 
ТОЙНБИ, Арнольд Джозеф 
ТОЛЕРАНТНОСТЬ 
ТОЛЬТЕКСКАЯ КУЛЬТУРА 
ТОТЕМИЗМ 
ТОФФЛЕР, Элвин 
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО 
ТРАДИЦИЯ 
ТРАНСАВАНГАРД 
ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ 
«ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ» КОНЦЕПЦИЯ 
ТРЕЧЕНТО 
«ТРИАДА ВИТРУВИЯ» 
ТУРЕН, Ален 

 

ТЕАТР  (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище) —

архитектурная постройка, предназначенная для театральных представлений.

ТЕАТР. Оперный театр в Сиднее.
ТЕАТР. Оперный театр в Сиднее.

Первые театральные здания появились в VI в. до н. э. в Древней Греции.

Они были открытыми и состояли из орхестры (круглая площадка-скена), театрона (места для зрителей) и сцены (пристройка для переодевания и хранения реквизита).

Театры сооружались амфитеатром на склоне холма (оркестр и сцена располагались у подножия). До IV в. до н. э. театрон и сцена были деревянными, позже — каменными.

Греческие театры, вмещавшие всех свободных граждан города, отличались большими размерами (театр в Эфесе, IV—III вв. до н. э., вмещал около 23 тыс. зрителей).

Наряду с открытыми театрами строились и крытые (так называемый одеон).

Тип открытого греческого театра получил развитие в Древнем Риме (театр Помпея в Риме, 55-32 гг. до н. э.).

В таких театрах через центр полукруглой орхестры, на которой размещались места для привилегированных зрителей, проходила передняя граница невысокой площадки-просцениума.

Для остальных зрителей ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром, опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр полукружием охватывал орхестру, примыкал к боковым выступам сцены, образуя единый замкнутый объём. Верхний ярус завершался крытой колоннадой, стены сцены украшались нишами, статуями и др.

Первое крытое здание театра было построено римлянами в Помпеях (I—III вв. до н. э.).

Сложившаяся в античный период структура театрального здания оказала большое влияние на его последующее развитие.

В период средневековья театральные здания не строились.

Представления и литургические драмы устраивались в храмах, позже на папертях, в XIV-XVI вв. (как и постановки моралите в XV-XVI вв.) — на площадях и улицах городов на временных подмостках или повозках.

В эпоху Возрождения строительство театров возобновилось сначала в Италии, затем в других странах.

Возводились закрытые театры с глубоким сценическим пространством.

В XVI в. была создана «перспективная сцена», состоящая из невысокого игрового помоста по всей ширине зала, фоновой части для сменных щитов и задника с постоянными перспективными изображениями улиц и площадей. Пол был наклонным. Зрители располагались в орхестре и амфитеатре (театр Олимпико в Виченце, 1580-1585).

В XVII в. впервые появилась сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками (театр Фарнезе в Парме, 1618).

С развитием оперы в первой половине XVII в. для улучшения акустики и видимости начали сооружать театры с ярусными галереями (вначале непрерывными, позже — разделёнными перегородками на ложи). Усовершенствовалось техническое оснащение сцены, вводились дополнительные помещения для зрителей (фойе, вестибюль).

Наиболее совершенный образец итальянского театра — театр «Ла Скала» в Милане (1778).

В конце XVI в. в Англии возник тип театрального здания, в котором сочетались элементы античного (орхестра, ярусы для зрителей) и средневекового (подмостки) театра (театр «Глобус» в Лондоне, 1599).

Существовали также небольшие частные крытые театры с четырёхугольными залами и сидячими местами в орхестре.

Во второй половине XVIII в. начал складываться так называемый французский тип театра с круглым залом, окружённым на 3/4 периметра открытыми, не разделёнными на ложи ярусами, опирающимися на колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла для привилегированных зрителей (Большой театр в Бордо, 1773-1780).

Театры строились как парадные общественные здания с колоннами, портиками, монументально-декоративной скульптурой и нередко образовывали нарядные ансамбли с окружающими зданиями.

Интерьеры театров пышно украшались в духе господствующих художественных стилей (театр Гранд-Опера в Париже, 1875).

В XVIII-XIX вв. в Европе и Америке использовался преимущественно так называемый итальянский тип, в России строились театры как итальянские (Большой театр в Москве, Александрийский театр в Петербурге), так и французские (усадебный театр в Останкине) типовые.

В последней четверти XIX в. с дифференциацией театральных жанров на драматические и музыкальные (опера, балет, оперетта) и потребностью в более демократической структуре театрального здания связано появление нового типа театра — с секторальным залом (амфитеатр без партера и ярусов).

В первые десятилетия XX в. Появились театральные здания без глубинной «сцены-коробки», со зрительным залом и открытой сценической площадкой (Большой театр в Берлине, 1915), а также типы театра с амфитеатральным залом и с так называемым аудиторным залом, в которых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими нависающими над ними балконами.

С 60-х гг. XX в. началась разработка различных новых типов театрального здания.

Наряду с театром, имеющим традиционную сцену-коробку (здание МХАТа, 1972), появился театр с открытой сценической площадкой, окружённой местами для зрителей с трёх (Ленинградский ТЮЗ, 1962) или четырёх (Театр «Арена Стейдж» в Вашингтоне, 1961) сторон, с кольцевой сценой и вращающимся амфитеатром (театр в Версале, 1960), с комбинированной сценической площадкой (глубинной, трёхсторонней панорамой) в различных сочетаниях и пр.