|
ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. theos — бог, и logos — учение, лат. cultura — возделывание, воспитание) —
направление теолого-философской мысли, рассматривающее проблемы культуры, исходя из систематизированных принципов вероучения религии.
В христианской мысли различаются протестантский (Титлих, Ричард и Райнхольд Ивбуры, Меланд и др.), католический (Маритен, Жильсон, Лонерган и др.) и православный (Флоренский, Федотов и др.) варианты истолкования проблем культуры.
В зависимости от того, какова цель деятельности людей, что лежит в основе культуры, теологи различают различные модели культуры.
Так, Таллих рассматривал три типа культур: «автономную», «гетерономную» и «теономную».
Культура — плод и развитие земных усилий человека, создание материальных предпосылок жизни и нравственных и интеллектуальных ценностей. В этом смысле культура антиномична, она носит временной характер.
Религия же питается из вечности, и её цель заключается в достижении непосредственной связи с божественной сущностью.
Именно религия сообщает культурной деятельности высшее единство и конечный смысл. Религия помогает сохранять нерукотворный образ человека и тем определяет развитие подлинной, теономной культуры.
Следовательно, основа союза в том, что религия содержит «культурные рудименты», а культура несёт в себе «религиозную субстанцию».
Теологическая концепция находит своё отражение и в вопросах происхождения искусства.
Идеи «православной культуры» широко обсуждались в произведениях Бердяева, Булгакова, Розанова, Франка и других религиозных философов конца XIX — начала XX в.
Особый интерес представляют работы П. Флоренского, сформулировавшего оригинальный вариант православного богословия культуры.
|
|