|
ТРАНСАВАНГАРД (ит. transavanguardia — выходящее за пределы авангарда) —
поставангард, постмодернизм.
Термин был впервые использован в текстах известного итальянского художественного критика Бонито Олива для описания деятельности группы молодых итальянских художников (Франческо Клементе, Сандро Киа, Энцо Кукки, Никола де Мариа, Миммо Паладино и др.), работавших в неоэкспрессионистической манере.
Заявившее о себе в конце 1970-х гг. как чисто итальянский феномен, это направление уже в начале следующего десятилетия получило мировую известность и нашло своих приверженцев во многих странах.
Запущенное в искусствоведческий оборот в 1980-х гг. понятие «трансавангард» довольно быстро обогатилось новыми смыслами и приобрело расширительное толкование, став синонимом «постмодернизма».
Нередко этими категориями описываются все произведения актуального искусства, в которых присутствует элемент игры с художественной традицией.
Этого расширительного толкования термина придерживался и сам его создатель.
В1993 г. в предисловии к каталогу выставки «Американское искусство XX столетия », состоявшейся в лондонской Королевской Академии, Олива противопоставляет «страстный трансавангард» (hot trans-avantgarde) пастишей Джулиана Шнабеля «прохладности трансавангарда» (cool) скандально известного Джефа Кунса.
|
|