начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "У"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

УАЙТ, Лесли Элвин 
УКИЁ-Э 
УНИВЕРСАЛИИ 
УНИФОРМИЗАЦИЯ МИРА 
УОРД, Лестер Франк 

 

УКИЁ-Э  (букв. — образы быстротекущего мира) —

направление в японской живописи и графике так называемого периода Эдо (1614-1868).

У мастеров живописи (Кайгэцудо Андо, Кайгэ-цудо Дохан) распространение получил жанр «бидзин-га»(«изображения красавиц»), героини которого — красавицы «весёлых кварталов».

Их фигуры показывались укрупнённо, максимально приближённо к зрителю, во всю величину крупноформатных ширм и свитков. Точность внешней характеристики персонажей сочеталась с чертами условной декоративности (золотые плоскостные фоны, цветовая насыщенность).

Исполненные в технике обрезной долевой ксилографии (позволяющей получать множество отпечатков), гравюры были широко доступны.

Важнейшими жанрами являлись «бидзин-га», сформировавшийся под влиянием одноимённого жанра в живописи, и «якуся-э» («изображения актёров»), выделившийся в самостоятельную станковую форму из прикладной графики, связанной с обслуживанием театра Кабуки (программы, афиши).

Для гравюры Укиё-э раннего периода (1680-1760-е гг.), выполненной первоначально с подкраской от руки красной или жёлтой красками, а затем с использованием техники двух — трёхцветной печати (главным образом розовым и зелёным пигментами), характерно воплощение здоровой, полнокровной красоты женщин (Хисикава Моронобу, Окумура Масанобу) и грубой силы и мощи актёров в героических ролях (Тории Киёнобу, Тории Киёмицу).

На втором этапе (1760-1800 гг.), с использованием техники полихромной печати, разнообразных форматов листов, приёмов печати (тиснение, раскат), расширились выразительные возможности гравюры.

Образы красавиц создавались более утончёнными и в то же время конкретными (Судэуки Харунобу, Тории Киёнага), получив в поясных портретах Китагава Утамаро характер национального идеала женской красоты.

Образы актёров обрели большую эмоциональную глубину, острую характерность (Кацукава Сюнсё, Иппицусай Бунте), достигшую апофеоза в погрудных портретах Тёсюсай Сяраку.

В последний период (1800-1868 гг.) в развитии традиционных жанров Укиё-э («бидзин-га» и «якуся-э») отмечается постепенный отказ от поисков характерности, а вместе с тем и от погрудного портрета, меньшая эмоциональная яркость, стремление к формальному изяществу (Утагава Тоёкуни).

Подъём искусства гравюры Укиё-э в этот период связан с расцветом жанра пейзажа; в значительной мере он был обусловлен творчеством Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ.