ВАЗА
ВАЗОПИСЬ
ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил Морис
ВАНДАЛИЗМ
ВАРВАРИЗАЦИЯ
ВАРВАРСТВО
ВЕБЕР, Альфред
ВЕБЕР, Макс
ВЕВЛЕН, Торстейн
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА
ВЕРБА, Сидней
ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР
ВИДЕО-АРТ
ВИДЫ ИСКУССТВА
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
ВИТГЕНШТЕЙН, Людвиг
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ВИТРАЖ
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс
ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари Аруэ
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВУНДТ, Вильгельм Макс
ВЫГОТСКИЙ, Лев Семёнович
|
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) —
эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы.
Основные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, его своего рода «возрождение» (отсюда и название).
Возрождение. Ренесанс. Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.
Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к Новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав.
Сложным является вопрос о хронологических рамках Возрождения (в Италии — XIV-XVI вв., в др. странах — XV-XVI вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство.
Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматическая условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума.
Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность.
Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора.
Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж).
Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки.
Античное искусство было не только национально-классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармонические закономерности бытия.
В итальянском искусстве Возрождения, не считая предренеесансных явлений рубежа XIII и XIV вв., различают:
Раннее Возрождение (XV в.),
Высокое Возрождение (конец XV — первая четверть XVI в.) и
Позднее Возрождение (XVI в.).
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к античным сюжетам.
Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии.
В скульптуре Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семьи делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо получили развитие свободно стоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент.
Для итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппе Липли, А. дель Кастаньо, П. Уччелло, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и С. Боттичелли во Флоренции, П. делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Дж. Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.
В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряжённый и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны.
Общенациональный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных синтетическим обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и физической активности.
Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция (см. Венецианская школа).
В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, А. да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность архитектурных образов; были созданы крупные архитектурные ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла, богатством и разнообразием композиционных решений.
Изменилось социальное положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни.
Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.
Со второй четверти XVI в. в Италии в условиях наступления феодальной, а затем и католической реакции искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассичесское в своей основе искусство маньеризма.
Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер.
В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романс, Б. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтным столкновением тектонических сил.
Возрождение. Ренесанс. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА.
Карпаччо, Витторе.
Цикл картин к житию св. Урсулы,
прибытие английских посланников ко двору короля Бретани.
Ренессансные типы общественных зданий, виллы, дворцы, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансоэино, Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио).
Одной из главных тем живописных и скульптурных произведений позднего Микеланджело и картин Тициана стали трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя; небывалой глубины и сложности достигла психологическая характеристика образов.
Реализм Позднего Возрождения (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Вассано) обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, народных образов, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике.
Многие черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи.
Периоды развития искусства Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадают по времени, часто различны по формальному и идейному содержанию.
Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству XVI в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции.
На рубеже XIV-XV вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и, отчасти, Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно готическом искусстве, получивших своё полное гуманистическое выражение в XV-XVI вв.
Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его генетическая связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи).
Истоки нового, реалистического в своей основе искусства Нидерландов и Франции следует искать на рубеже XIV-XV вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднеготического искусства.
В произведениях живописцев Ж. Мануэля, А. Белыпоза, М. Брудерлама, скульптора К. Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны стремление к созданию целостной картины мира, пристальное внимание к красоте и многообразию природного окружения человека, к индивидуальной характеристике полных жизненных сил образов; новая реалистическая форма (эмпирические попытки передачи пространственной глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изображению пластического объёма) придавала старым, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание.
XV век стал временем интенсивного формирования национальных европейских художественных школ, искусство которых, при всём их местном своеобразии, объединяло обращение к реальному миру как источнику художественных образов, к раскрытию индивидуальных черт личности.
Нидерландская школа живописи XV в. (алтарные картины, портреты, миниатюры), новаторски переработавшая художественные традиции средневековой культуры, была важнейшей среди североевропейских школ; она отмечена интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, пристальным вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, слитых с одухотворённым миром и таящих в себе глубокий символический смысл (работы Р. Каипена, крупнейшего мастера этой школы Я. ван Эйка, Д. Баутса, Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, X. Мемлинга и др.).
Возрождение. Нидерланды (Фландрия).
Эйк, Ян ван. Бракосочетание Арнольфини.
Свадебная церемония Джованни Арнольфини и его жены Джованны Генами
На рубеже XIV-XV вв. И. Босх создавал свои знаменитые сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию народной средневековой культуры.
Возрождение. Босх, Иероним. Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и "четыре последние вещи"
В XVI в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникли классические принципы Возрождения, не получившие, однако, заметного развития. Под влиянием гуманистических идей и реформационных движений XVI в. религиозная картина утрачивала своё ведущее значение, получали развитие светские жанры: портрет (А. Мор, Я. ван Скореп), пейзаж (И. Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский).
Эклектическому течению романизма, подражавшему художественным приёмам итальянского искусства, противостояло искусство, основанное на национальных традициях, широко отражавшее жизнь народа и социальные противоречия эпохи.
Его наиболее ярким представителем был П. Брейгель. Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. (Л. Мозер, X. Мульчер, К. Виц).
Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже XIV-XV вв. и закончилось уже в 1530-40-х гг. Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией.
Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике А. Дюрера, М. Нитхардта, Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, X. Хольбейна Младшего, в острой публицистичности станковой и книжной графики, скульптуре Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса (В. Ствоша), А. Крафта и др.
Во Франции искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием (особенно на юге страны), культурные связи с Италией и Нидерландами.
Для французского искусства XV в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений (скульптура М. Коломба, портреты и миниатюры Ж. Фуке и С. Мармиона, картины Муленского мастера).
В XVI в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета.
Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Э. и П. Дюмустье).
В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона.
Противоречия Позднего французского Возрождения, усиление драматического начала проявились в скульптурных группах и портретах Ж. Пилона.
Со второй половины XV в. в архитектуре Франции формируется изящный стиль Возрождения, проявившийся в королевских и дворянских замках, а также в городских особняках (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан).
Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии (под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна Младшего) нашли отражение в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард, А. Оливер), усадебном (рациональные по плакировке кирпичного дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве.
В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения также проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.
Искусство Испании данного периода (в условиях завершившейся лишь к концу XV в. реконкисты) развивалось как под влиянием христианских религиозных канонов, так и под сильным воздействием арабской (мусульманской) культуры, что, в конечном счёте, и обусловило его оригинальность и самобытность.
Под влиянием Джотто и сиенской живописи, а также нидерландского искусства в Испании на местной почве сформировался национальный стиль, где преобладали суровые, аскетически выразительные фигуры и лики, торжественная декоративность.
Традиционная склонность к пышной декоративности породила в XVI в. стиль платереско, в котором богатое скульптурное убранство сплошь покрывало стены, структурные членения зданий.
В XVI в. растущее влияние итальянского искусства Возрождения было плодотворно использовано в творчестве А. Берругете, Д. де Силоэ, А. Санчеса Коэльо, Л. Моралеса, Эль Греко).
Искусство Португалии развивалось сходными с Испанией путями, обладая при этом и неким местным своеобразием (Н. Гонсалвиш).
Так, архитектурный стиль «мануэлино» (начало XVI в.), в отличие от испанского платереско, характеризовался большей лаконичностью и сдержанностью декора.
Крупными центрами культуры и искусства Возрождения были также страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы — Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия.
В Хорватии культура Возрождения переживала расцвет в XV — начале XVI в. в богатых торговых городах Дубровницкой республики на Адриатическом побережье (Дубровник, Трогир, Шибеник), испытывавших воздействие Италии (главным образом Венеции и Флоренции).
Отдельные ренессансные черты в зодчестве уживались здесь с местными средневековыми (романскими и готическими) традициями (постройки Юрая Далматинца, Николы Флорентинца).
Высокого уровня достигли ренессансная декоративная скульптура (архитектурно-скульптурное убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире, 1468 — начало XVI в., собора в Шибенике и др.) и алтарная живопись (Н. Божидаревич, Л. М. Добричевич и др.).
Проводником влияний итальянского Возрождения в Центральной и Восточной Европе был в XV в. двор венгерского короля Матьяша Хуньяди (Корвина), где работали итальянские мастера.
Стиль Возрождения, насаждавшийся в этом районе местной аристократией, получил широкое распространение в XVI-XVII вв.
В наиболее чистом виде он проявился в архитектуре дворцов (в Буде, Вышеграде, Кракове, Праге и др.) и замков (в Чехии, Словакии и Польше), в которых использовались ордерные архитектурные элементы (главным образом в оформлении порталов и аркадных внутренних дворов), а также в убранстве церковных капелл (капелла Бакоца в Эстергоме в Венгрии; капелла Сигизмунда в соборе на Вавеле в Кракове, Польша).
В городском строительстве (ратуши, дома богатых горожан) отдельные формы зодчества итальянского Возрождения сочетались порой с воздействием нидерландского маньеризма, а также местными строительными традициями, что придавало архитектуре каждой из стран своеобразные национальные черты (постройки в Кракове, Торуни, Казимеже-Дольны — в Польше; в Праге, Таборе, Тельче и др. — в Чехии; в Левоче, Прешове и др— в Словакии).
В XVI в. влияние искусства Возрождения проникло также в Трансильванию (ныне северо-западная Румыния), Западную Украину (дома на площади Рынок во Львове) и Литву (Вильнюс, Каунас и др.).
Некоторые учёные склоняются к более широкому применению понятия «Возрождение», не ограничивая его территориальными рамками Европы.
Ряд востоковедов обращают внимание на ренессансные черты культуры отдельных стран Азии, Закавказья в определённые исторические периоды (например, Китая VIII-XII вв., Закавказья XII-XIII вв.), что позволяет говорить о Возрождении в Китае, Закавказье.
Возрождение рассматривается, таким образом, как всемирно-историческое явление. Эта проблема остаётся в науке дискуссионной.
|
|