начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "В"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ВАЗА 
ВАЗОПИСЬ 
ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил Морис 
ВАНДАЛИЗМ 
ВАРВАРИЗАЦИЯ 
ВАРВАРСТВО 
ВЕБЕР, Альфред 
ВЕБЕР, Макс 
ВЕВЛЕН, Торстейн 
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА 
ВЕРБА, Сидней 
ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович 
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР 
ВИДЕО-АРТ 
ВИДЫ ИСКУССТВА 
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА 
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО 
ВИТГЕНШТЕЙН, Людвиг 
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
ВИТРАЖ 
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс 
ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари Аруэ 
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 
ВУНДТ, Вильгельм Макс 
ВЫГОТСКИЙ, Лев Семёнович 

 

ВАЗОПИСЬ  (фр. vase, от лат. vas — сосуд, посуда) —

античная роспись керамических сосудов.

Впервые встречается в эгейском искусстве: критские вазы стиля «камарес» (XX-XVIII вв. до н. э.) с покрывающими сосуды изысканными стилизованными растительными узорами, вазы с лаконичными изображениями растений и морских животных (XVII-XVI вв. до н. э.); строгие по композиции вазы «дворцового стиля» (XV в. до н. э.) с более мелким геометризованным растительным орнаментом.

В микенском искусстве XIV-XII вв. до н. э. схематичные изображения людей и животных к концу периода сменяются геометрическими мотивами.

Нового расцвета достигает вазопись в искусстве Древней Греции: вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — голубой, розовой, красной и жёлтой красками, позолотой. Композиция росписей органически связывалась с формой сосудов, гибкий ритм обобщённых контурных линий отличался строгой упорядоченностью, декоративным изяществом и свободой.

Древнегреческая вазопись прошла в своём развитии следующие стадии: «субмикенскую» (первая половина XI в. до н. э.), протогеометрический стиль (вторая половина XI-X в. до н. э.) и геометрический стиль (IX-VIII вв. до н. э); «ковровый», или «ориентализирующий», стиль (VII в. до н. э.). В VI в. до н. э. в Аттике складывается и переживает расцвет чёрнофигурный стиль — росписям этого стиля свойственны чистота линий, выразительность силуэтов, эмоциональная насыщенность сложных сюжетных сцен (работы Клития, Эксекия, Амасиса и др. мастеров).

Около 530 г. до н. э. появилась краснофигурная вазопись (чёрный фон, изображения цвета глины), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать основные объёмы с помощью линий.

Чернофигурная вазопись продолжала господствовать в Аттике до начала V в. дон. э., сосуществуя с краснофигурной. Вазопись «строгого стиля» (последняя четверть VI — начало V в. до н. э.) при ясности и изяществе образов отличается известной угловатостью рисунка (работы Евфрония, Дуриса, «мастера Брига»).

Со второй четверти V в. до н. э. в вазописи «свободного стиля» изображения становятся более сложными и мягкообъёмными.

Свобода и естественность композиции, точность и лаконизм рисунка, элегические ноты присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов третьей четверти V в. до н. э.

В конце V-IV в. до н. э. вазопись отличается стремлением к роскоши и декоративной пышности («роскошный стиль» — живопись Мидия и др.), перегруженностью композиции, нарушением единства росписи и формы сосудов.

Вазопись процветала также в Южной Италии (алулийские, кампанские вазы).

С III-II вв. до н. э. древнегреческая вазопись приходит в упадок и уступает место покрытым лаком сосудам с рельефным декором или накладной орнаментальной росписью.