ВАЗА
ВАЗОПИСЬ
ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил Морис
ВАНДАЛИЗМ
ВАРВАРИЗАЦИЯ
ВАРВАРСТВО
ВЕБЕР, Альфред
ВЕБЕР, Макс
ВЕВЛЕН, Торстейн
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА
ВЕРБА, Сидней
ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР
ВИДЕО-АРТ
ВИДЫ ИСКУССТВА
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
ВИТГЕНШТЕЙН, Людвиг
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ВИТРАЖ
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс
ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари Аруэ
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВУНДТ, Вильгельм Макс
ВЫГОТСКИЙ, Лев Семёнович
|
ВАЗОПИСЬ (фр. vase, от лат. vas — сосуд, посуда) —
античная роспись керамических сосудов.
Впервые встречается в эгейском искусстве: критские вазы стиля «камарес» (XX-XVIII вв. до н. э.) с покрывающими сосуды изысканными стилизованными растительными узорами, вазы с лаконичными изображениями растений и морских животных (XVII-XVI вв. до н. э.); строгие по композиции вазы «дворцового стиля» (XV в. до н. э.) с более мелким геометризованным растительным орнаментом.
В микенском искусстве XIV-XII вв. до н. э. схематичные изображения людей и животных к концу периода сменяются геометрическими мотивами.
Нового расцвета достигает вазопись в искусстве Древней Греции: вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — голубой, розовой, красной и жёлтой красками, позолотой. Композиция росписей органически связывалась с формой сосудов, гибкий ритм обобщённых контурных линий отличался строгой упорядоченностью, декоративным изяществом и свободой.
Древнегреческая вазопись прошла в своём развитии следующие стадии: «субмикенскую» (первая половина XI в. до н. э.), протогеометрический стиль (вторая половина XI-X в. до н. э.) и геометрический стиль (IX-VIII вв. до н. э); «ковровый», или «ориентализирующий», стиль (VII в. до н. э.). В VI в. до н. э. в Аттике складывается и переживает расцвет чёрнофигурный стиль — росписям этого стиля свойственны чистота линий, выразительность силуэтов, эмоциональная насыщенность сложных сюжетных сцен (работы Клития, Эксекия, Амасиса и др. мастеров).
Около 530 г. до н. э. появилась краснофигурная вазопись (чёрный фон, изображения цвета глины), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать основные объёмы с помощью линий.
Чернофигурная вазопись продолжала господствовать в Аттике до начала V в. дон. э., сосуществуя с краснофигурной. Вазопись «строгого стиля» (последняя четверть VI — начало V в. до н. э.) при ясности и изяществе образов отличается известной угловатостью рисунка (работы Евфрония, Дуриса, «мастера Брига»).
Со второй четверти V в. до н. э. в вазописи «свободного стиля» изображения становятся более сложными и мягкообъёмными.
Свобода и естественность композиции, точность и лаконизм рисунка, элегические ноты присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов третьей четверти V в. до н. э.
В конце V-IV в. до н. э. вазопись отличается стремлением к роскоши и декоративной пышности («роскошный стиль» — живопись Мидия и др.), перегруженностью композиции, нарушением единства росписи и формы сосудов.
Вазопись процветала также в Южной Италии (алулийские, кампанские вазы).
С III-II вв. до н. э. древнегреческая вазопись приходит в упадок и уступает место покрытым лаком сосудам с рельефным декором или накладной орнаментальной росписью.
|
|