начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "В"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ВАЗА 
ВАЗОПИСЬ 
ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил Морис 
ВАНДАЛИЗМ 
ВАРВАРИЗАЦИЯ 
ВАРВАРСТВО 
ВЕБЕР, Альфред 
ВЕБЕР, Макс 
ВЕВЛЕН, Торстейн 
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА 
ВЕРБА, Сидней 
ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович 
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР 
ВИДЕО-АРТ 
ВИДЫ ИСКУССТВА 
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА 
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО 
ВИТГЕНШТЕЙН, Людвиг 
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
ВИТРАЖ 
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс 
ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари Аруэ 
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 
ВУНДТ, Вильгельм Макс 
ВЫГОТСКИЙ, Лев Семёнович 

 

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ  (лат. virtualis, от лат. virtus — мужество, стойкость, сила) —

термин, заимствованный из классической механики XVII века («стеснённость эксперимента внешними связями») — особая сфера пространственно-временных представлений» сформированная на базе достижений компьютерной техники, позволяющая неограниченно изменять пространственно-временные характеристики, манипулировать ими на основе фантазии, желания человека.

В итоге как бы создаётся новый мир — виртуальный, в котором сочетаются мнимость и истинность («он как будто бы есть и как будто бы его нет»).

Специфика современной виртуальности заключается в интерактивности, позволяющей заменить мысленную интерпретацию реальным воздействием, материально трансформирующим художественный объект.

Превращение зрителя, читателя и наблюдателя в сотворца, влияющего на становление произведения и испытывающего при этом эффект обратной связи, формирует новый тип эстетического сознания.

Эстетика виртуальности принципиально шире постмодернистской эстетики. Виртуальная камера функционирует в режиме сверхвидения, манипулируя «временем», дискретностью бытия, проницаемостью, взаимовложенностью вещного мира.

Благодаря возврату, остановке, перелистыванию удаётся противоречиво сочетать более высокую степень абстрагирования с натуралистичностью, добиваться многофокусированности зрения.

Ориентация на оптикокинетические иллюзии создаёт возможность воспринимать «невозможные» артефакты как эстетическую норму.

Принцип обратной связи и эффект присутствия обыгрываются в индустрии интерактивных развлечений и услуг нового поколения: рекламные видеоклипы, видеоигры, виртуальные сексодромы, телешопинги, ярмарки, виртуальные конференц-залы, электронные тренажёры.

Прорастающая в жизнь виртуальная реальность одновременно является и итогом, и генератором космологических фантазий, грандиозных утопий и антиутопий конца XX в., идей современной « транзисторной цивилизации», неопределённости путей её развития, «конца истории», нового синкретизма «компьютерной соборности».