ВАЗА
ВАЗОПИСЬ
ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил Морис
ВАНДАЛИЗМ
ВАРВАРИЗАЦИЯ
ВАРВАРСТВО
ВЕБЕР, Альфред
ВЕБЕР, Макс
ВЕВЛЕН, Торстейн
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА
ВЕРБА, Сидней
ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР
ВИДЕО-АРТ
ВИДЫ ИСКУССТВА
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
ВИТГЕНШТЕЙН, Людвиг
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ВИТРАЖ
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс
ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари Аруэ
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВУНДТ, Вильгельм Макс
ВЫГОТСКИЙ, Лев Семёнович
|
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (лат. virtualis, от лат. virtus — мужество, стойкость, сила) —
термин, заимствованный из классической механики XVII века («стеснённость эксперимента внешними связями») — особая сфера пространственно-временных представлений» сформированная на базе достижений компьютерной техники, позволяющая неограниченно изменять пространственно-временные характеристики, манипулировать ими на основе фантазии, желания человека.
В итоге как бы создаётся новый мир — виртуальный, в котором сочетаются мнимость и истинность («он как будто бы есть и как будто бы его нет»).
Специфика современной виртуальности заключается в интерактивности, позволяющей заменить мысленную интерпретацию реальным воздействием, материально трансформирующим художественный объект.
Превращение зрителя, читателя и наблюдателя в сотворца, влияющего на становление произведения и испытывающего при этом эффект обратной связи, формирует новый тип эстетического сознания.
Эстетика виртуальности принципиально шире постмодернистской эстетики. Виртуальная камера функционирует в режиме сверхвидения, манипулируя «временем», дискретностью бытия, проницаемостью, взаимовложенностью вещного мира.
Благодаря возврату, остановке, перелистыванию удаётся противоречиво сочетать более высокую степень абстрагирования с натуралистичностью, добиваться многофокусированности зрения.
Ориентация на оптикокинетические иллюзии создаёт возможность воспринимать «невозможные» артефакты как эстетическую норму.
Принцип обратной связи и эффект присутствия обыгрываются в индустрии интерактивных развлечений и услуг нового поколения: рекламные видеоклипы, видеоигры, виртуальные сексодромы, телешопинги, ярмарки, виртуальные конференц-залы, электронные тренажёры.
Прорастающая в жизнь виртуальная реальность одновременно является и итогом, и генератором космологических фантазий, грандиозных утопий и антиутопий конца XX в., идей современной « транзисторной цивилизации», неопределённости путей её развития, «конца истории», нового синкретизма «компьютерной соборности».
|
|