ВАЗА
ВАЗОПИСЬ
ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил Морис
ВАНДАЛИЗМ
ВАРВАРИЗАЦИЯ
ВАРВАРСТВО
ВЕБЕР, Альфред
ВЕБЕР, Макс
ВЕВЛЕН, Торстейн
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА
ВЕРБА, Сидней
ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР
ВИДЕО-АРТ
ВИДЫ ИСКУССТВА
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
ВИТГЕНШТЕЙН, Людвиг
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ВИТРАЖ
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс
ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари Аруэ
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВУНДТ, Вильгельм Макс
ВЫГОТСКИЙ, Лев Семёнович
|
ВИТРАЖ (фр. vitrage, от лат. vitrtum) —
орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Витраж. Южнонемецкий витражист. Романское искусство. Пророк Даниил. 12 век
В строительной практике витражом также называют сплошное или частичное остекление фасада.
Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера.
Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (АРЕ) и Риме, простейшие витражи существовали в Древнем Египте со 2-го тысячелетия до н. э., а в Древнем Риме — с I в. н. э.
В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, ок. 430 г.) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549 г.) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок.
В X—XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260 г.; базилика аббатства Клюни, XI в. и Германии (собор в Аугсбурге, витражи первой половины XII в.) появились сюжетные витражи из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застывших фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём.
Проникавший сквозь витражи окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой и большим пространством окон.
В эпоху готики техника витража остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты; наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор Нотр-Дам в Шартре, после 1260г.).
Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (собор Парижской Богоматери, витражи XIII-XIV вв., реставрированы в XIX в.), детали порой выполняются росписью.
В XIV-XV вв. искусство витража получает развитие в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до XVIII в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше).
Но постепенно в витраже всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневекового витража плоскостность, формы дробятся, мельчают.
В эпоху Возрождения эскизы и картины для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Гиберти, Паоло Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии), но витраж чаще всего представляет собой живопись на стекле.
В XVI в. для украшения жилища применяют «кабинетные» витражи — однотонные со светскими сюжетами.
В эпоху барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле.
Пробудившийся во второй половине XIX в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они свелись к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения.
Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает витраж эпохи модерна.
По-новому подошли к проблеме витража художники XX в. (Ф. Л еже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных художественных акцентов.
С середины 1950-х гг. получили развитие витражи-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и витражи-панно с подсветом, которые нередко становятся декоративной доминантой интерьера.
Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.
Применяют бесцветное и цветное стекло.
На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой.
Всё чаще создают витражи из монолитных стёкол с росписью спекающимися красками, 3-слойные из органического стекла, а также из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне.
Декоративную обработку стекла для витражей ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, искрящимся.
Витражи приобретают перспективную глубину пространств, планы.
Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.
|
|