начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "В"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ВАЗА 
ВАЗОПИСЬ 
ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил Морис 
ВАНДАЛИЗМ 
ВАРВАРИЗАЦИЯ 
ВАРВАРСТВО 
ВЕБЕР, Альфред 
ВЕБЕР, Макс 
ВЕВЛЕН, Торстейн 
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА 
ВЕРБА, Сидней 
ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович 
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР 
ВИДЕО-АРТ 
ВИДЫ ИСКУССТВА 
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА 
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО 
ВИТГЕНШТЕЙН, Людвиг 
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
ВИТРАЖ 
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс 
ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари Аруэ 
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 
ВУНДТ, Вильгельм Макс 
ВЫГОТСКИЙ, Лев Семёнович 

 

ВИТРАЖ   (фр. vitrage, от лат. vitrtum) —

орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Витраж. Южнонемецкий витражист. Романское искусство. Пророк Даниил. 12 век
Витраж. Южнонемецкий витражист. Романское искусство. Пророк Даниил. 12 век

В строительной практике витражом также называют сплошное или частичное остекление фасада.

Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера.

Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (АРЕ) и Риме, простейшие витражи существовали в Древнем Египте со 2-го тысячелетия до н. э., а в Древнем Риме — с I в. н. э.

В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, ок. 430 г.) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549 г.) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок.

В X—XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260 г.; базилика аббатства Клюни, XI в. и Германии (собор в Аугсбурге, витражи первой половины XII в.) появились сюжетные витражи из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застывших фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём.

Проникавший сквозь витражи окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой и большим пространством окон.

В эпоху готики техника витража остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты; наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор Нотр-Дам в Шартре, после 1260г.).

Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (собор Парижской Богоматери, витражи XIII-XIV вв., реставрированы в XIX в.), детали порой выполняются росписью.

В XIV-XV вв. искусство витража получает развитие в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до XVIII в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше).

Но постепенно в витраже всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневекового витража плоскостность, формы дробятся, мельчают.

В эпоху Возрождения эскизы и картины для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Гиберти, Паоло Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии), но витраж чаще всего представляет собой живопись на стекле.

В XVI в. для украшения жилища применяют «кабинетные» витражи — однотонные со светскими сюжетами.

В эпоху барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле.

Пробудившийся во второй половине XIX в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они свелись к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения.

Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает витраж эпохи модерна.

По-новому подошли к проблеме витража художники XX в. (Ф. Л еже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных художественных акцентов.

С середины 1950-х гг. получили развитие витражи-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и витражи-панно с подсветом, которые нередко становятся декоративной доминантой интерьера.

Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.

Применяют бесцветное и цветное стекло.

На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой.

Всё чаще создают витражи из монолитных стёкол с росписью спекающимися красками, 3-слойные из органического стекла, а также из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне.

Декоративную обработку стекла для витражей ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, искрящимся.

Витражи приобретают перспективную глубину пространств, планы.

Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.