начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "В"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ВАЗА 
ВАЗОПИСЬ 
ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил Морис 
ВАНДАЛИЗМ 
ВАРВАРИЗАЦИЯ 
ВАРВАРСТВО 
ВЕБЕР, Альфред 
ВЕБЕР, Макс 
ВЕВЛЕН, Торстейн 
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА 
ВЕРБА, Сидней 
ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович 
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР 
ВИДЕО-АРТ 
ВИДЫ ИСКУССТВА 
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА 
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО 
ВИТГЕНШТЕЙН, Людвиг 
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
ВИТРАЖ 
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс 
ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари Аруэ 
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 
ВУНДТ, Вильгельм Макс 
ВЫГОТСКИЙ, Лев Семёнович 

 

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО  —

искусство государства Византия, которое опиралось в своём развитии на достижения античности и долгое время хранило античные традиции.

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО. Византийский мастер, около 920. Псалтырь, болезнь и выздоровление Езекии.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО. Византийский мастер, около 920.
Псалтырь, болезнь и выздоровление Езекии.

Художественная система византийского искусства включала элементы художественной культуры Древней Греции, Древнего Рима и Древнего Египта.

Синтезом этих трёх систем было появление своеобразного византийского стиля, тесно связанного с новым христианским вероучением.

Византийские архитекторы и художники, которые на протяжении многих веков обслуживали христианскую церковь, создали в соответствии с религиозными догматами стройную и отшлифованную систему искусства.

Эта художественная система регламентировала характер церковной архитектуры, содержание и порядок размещения на стенах храмов религиозных сцен, иконографию святых.

Особенный тип храма, который сложился в Византии (так называемый крестовокупольный), отличался особой парадностью и торжественностью внешних и внутренних архитектурных форм.

Особенность этого стиля — разрушение бытового представления о пространстве. Внимание здесь уделялось, прежде всего, организации внутреннего пространства храма, производящего впечатление неземного: парящий купол, двухъярусные аркады, украшения из ажурной каменной резьбы, мозаики.

В IX-XI вв. в византийском искусстве сложился классический стиль религиозной живописи — иконопись.

Икона в догматическом церковном представлении воспринимается как соединительное звено между верующими и божеством.

В позднем средневековье был создан и доведён до высочайшей выразительности синтез искусств, сочетающий в себе гармоническое единство культовой архитектуры, фрески, мозаики и иконописи.

Византия. Византийское искусство.Византийский мозаичист 5 века. Напольная мозаика, Ребёнок и осёл.5 век. Мозаика
Византия. Византийское искусство. Византийский мозаичист 5 века.
Напольная мозаика, Ребёнок и осёл.5 век. Мозаика

В его основе лежало стремление к максимально полному выражению главной идеи христианского мировоззрения — идеи Бога и божественного происхождения всегасущего.

Вершиной византийского искусства считаются храм Святой Софии в Константинополе (V в.) и церковь Сан-Витале в Равенне (V-VII вв.)