ВАЗА
ВАЗОПИСЬ
ВАЛЛЕРСТАЙН, Иммануил Морис
ВАНДАЛИЗМ
ВАРВАРИЗАЦИЯ
ВАРВАРСТВО
ВЕБЕР, Альфред
ВЕБЕР, Макс
ВЕВЛЕН, Торстейн
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА
ВЕРБА, Сидней
ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР
ВИДЕО-АРТ
ВИДЫ ИСКУССТВА
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
ВИТГЕНШТЕЙН, Людвиг
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ВИТРАЖ
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс
ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари Аруэ
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВУНДТ, Вильгельм Макс
ВЫГОТСКИЙ, Лев Семёнович
|
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА —
культура, пришедшая на смену средиземноморским культурам, сформировавшая на их основе свой, самобытный облик и сыгравшая в истории развития культуры роль своего рода духовного моста, посредника между культурами древности и нового времени.
Византийская культура, опираясь на эллинистическое наследие, дала новую мировоззренческую систему и своеобразные формы художественного мышления, многие столетия питавшие европейскую культуру.
Византийская культура. Византийское искусство. Византийский мозаичист 5 века.
Напольная мозаика, Ребёнок и осёл.5 век. Мозаика
В частности, она стала одним из источников русской средневековой культуры, активно воспринявшей греческое наследие и творчески включившей его в свою национально-самобытную систему.
В истории византийской культуры могут быть ориентировочно определены основные исторические этапы развития: раннехристианский — I-III вв., ранневизантийский — IV-VII вв., иконоборческий — VIII-IX вв. и послеиконоборческий — IX-XV вв.
Раннехристианский период можно определить как предвизантийский этап византийской культуры. Именно в это время зародились многие идеи, затем ставшие главными в собственно византийской культуре.
В ранневизантийский период сформировались основные понятия и категории византийской эстетики.
В этот же период сложилась своеобразная система мышления восточных христиан, а византийское искусство достигло (в конце периода) необычайного расцвета, «век Юстиниана» (IV в.) по праву считается «золотым веком» византийской культуры.
Именно в IV в. был сооружён шедевр византийской архитектуры — собор Святой Софии в Константинополе, были созданы высокохудожественные мозаики церкви Сан Витале в Равенне, творил один из крупнейших византийских поэтов — Роман Сладкопевец.
В иконоборческий период уточняются и развиваются отдельные положения, сформулированные в предшествующие века, активно разрабатывается теория образа — изображения, иконы. Система эстетических категорий византийской культуры стабилизируется.
Послеиконоборческий период в целом может быть охарактеризован как время догматизации системы основных категорий и сохранения традиций эллинистическо-римской эстетики, утверждавшей выраженное чувственное начало и артистизм.
|
|