начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Э"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 
ЭКЛЕКТИЗМ 
ЭКО, Умберто 
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
ЭКСПРЕССИОНИЗМ 
ЭКШН 
ЭЛИТА 
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 
ЭЛЛИНИЗМ 
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 
ЭНВАЙРОНМЕНТ 
ЭСТЕТИКА 
ЭТНОЦЕНТРИЗМ 
ЭТОС 
ЭТРУСКИ 

 

ЭКЛЕКТИЗМ  (греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающий) —

соединение разнородных художественных элементов; обычно — в периоды упадка искусства.

Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древнеримском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Азии и др.

К эклектизму тяготели представители Болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.

В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм в архитектуре XIX в., чрезвычайно широко и, зачастую, некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, Ренессанса, барокко, рококо и др.); этот архитектурный и оформительский эклектизм с его «свободой выбора» архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля модерн.

В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен для салонного искусства.

Широкое распространение эклектические тенденции получили в западноевропейской и американской культуре с середины XX в. в связи со становлением постмодернизма и модой на «ретроспективизм» художественного оформления, копирующий те или иные стилистические направления прошлого (в том числе и эклектизма XIX в.).

Эклектизму свойственны:

1) переизбыток украшений;

2) равная значимость различных элементов, всех стилевых форм;

3) утрата различия между массовым и уникальным сооружением в городском ансамбле или произведением литературы и другими произведениями литературного процесса;

4) отсутствие единства: фасад отрывается от тела здания, деталь — от целого, стиль фасада — от стиля интерьера, стили различных пространств интерьера — друг от друга;

5) необязательность симметрично-осевой композиции (отход от правила нечетного числа окон на фасаде), однородность фасада;

6) принцип незаконченности произведения, открытости композиции;

7) усиление ассоциативности мышления автора (художника, писателя, архитектора) и зрителя;

8) освобождение от античной традиции и опора на культуры разных эпох и разных народов; тяга к экзотике;

9) многостильность;

10) нерегламентированность личности (в отличие от классицизма), субъективизм, свободное проявление личностной стихии;

11) демократизм: тенденция к созданию универсального типа городского жилья.