|
ЭКЛЕКТИЗМ (греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающий) —
соединение разнородных художественных элементов; обычно — в периоды упадка искусства.
Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древнеримском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Азии и др.
К эклектизму тяготели представители Болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.
В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм в архитектуре XIX в., чрезвычайно широко и, зачастую, некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, Ренессанса, барокко, рококо и др.); этот архитектурный и оформительский эклектизм с его «свободой выбора» архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля модерн.
В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен для салонного искусства.
Широкое распространение эклектические тенденции получили в западноевропейской и американской культуре с середины XX в. в связи со становлением постмодернизма и модой на «ретроспективизм» художественного оформления, копирующий те или иные стилистические направления прошлого (в том числе и эклектизма XIX в.).
Эклектизму свойственны:
1) переизбыток украшений;
2) равная значимость различных элементов, всех стилевых форм;
3) утрата различия между массовым и уникальным сооружением в городском ансамбле или произведением литературы и другими произведениями литературного процесса;
4) отсутствие единства: фасад отрывается от тела здания, деталь — от целого, стиль фасада — от стиля интерьера, стили различных пространств интерьера — друг от друга;
5) необязательность симметрично-осевой композиции (отход от правила нечетного числа окон на фасаде), однородность фасада;
6) принцип незаконченности произведения, открытости композиции;
7) усиление ассоциативности мышления автора (художника, писателя, архитектора) и зрителя;
8) освобождение от античной традиции и опора на культуры разных эпох и разных народов; тяга к экзотике;
9) многостильность;
10) нерегламентированность личности (в отличие от классицизма), субъективизм, свободное проявление личностной стихии;
11) демократизм: тенденция к созданию универсального типа городского жилья.
|
|