начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Э"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 
ЭКЛЕКТИЗМ 
ЭКО, Умберто 
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
ЭКСПРЕССИОНИЗМ 
ЭКШН 
ЭЛИТА 
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 
ЭЛЛИНИЗМ 
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 
ЭНВАЙРОНМЕНТ 
ЭСТЕТИКА 
ЭТНОЦЕНТРИЗМ 
ЭТОС 
ЭТРУСКИ 

 

ЭЛЛИНИЗМ  (греч. hellen — эллин, грек) —

античное искусство III-I вв. до н. э. (периода интенсивной греко-македонской колонизации восточного Средиземноморья).

Главные центры эллинизма: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос, Афины.

Искусственный термин, введённый в историю И.Г. Дройзеном, описывающий лишь одну черту, объединяющую европейскую и ближневосточную цивилизации после завоевания огромных территорий на пространствах от Греции до Индии А. Македонским и образования после распада его империи государств, претендующих на политическое и культурное наследство его державы.

Точкой отсчёта эпохи считаются годы, когда Александр завоевал державу Ахеменидов, ее «концом» — год смерти последней царицы птолемеевского Египта Клеопатры, однако взаимопроникновение черт греческой и восточных культур началось много ранее конца IV в. до н. э. и не прекратилось с завоеванием Греции и Ближнего Востока Римом.

Главными чертами периода можно считать уникальное сочетание форм греческой государственности (полисы, демократические институты и т. п.) с восточной деспотией, признающей царскую власть неограниченной и божественной, самое широкое распространение греческого языка и культуры — литературы, театра, искусства, культов — на Востоке, от Малой Азии до Северной Индии, возникновение синкретических культов (самый яркий пример — Серапис в Египте, соединивший в себе культы греческих Зевса, Гермеса и египетского Осириса), строительство огромного количества городов, население которых объединяло как греков и македонцев, так и местное население, отсюда — феномен своеобразной взаимной этнической и культурной ассимиляции.

Основанное на традициях греческого классического искусства, пользуясь всем его репертуаром, эллинистическое искусство искало новые пути выразительности и своеобразия.

В искусстве этого мира соседствуют грандиозное и миниатюрное, эмоциональность, страстность и классическая простота и ясность.

В скульптуре и живописи теперь встречаются изображения разных возрастов (статуи стариков и детей), чего избегала греческая классика, искавшая законы идеальной типизации, прелести и грации (многочисленные статуи Афродиты), жанровых сцен (статуи рыбаков, пахарей, садовников и т. п.), нечеловеческих страданий, боли («Лаокоон», рельефы Пергамского алтаря), откровенный эротизм; принципиально новым для греческого искусства становится изображение обожествлённого владыки (статуя диадоха, правители в образах различных божеств и др.).

В архитектуре не создаётся принципиально новых форм, а памятники симбиоза культур не создали своих типов, однако архитектуры отличаются стремлением к громадности, — своего рода мегаломания также стала признаком эпохи (пример этого — желание превратить гору Афон в статую Александра Великого, в одной руке которого должен был находиться город, через другую — низвергаться горный поток).

Эпоха эллинизма крайне изобретательна в области технической инженерии (хитроумные устройства оповещения кораблей и определения направления ветра на Фаросском маяке в Александрии, корабли колоссальной вместительности, с садами и дворцами, сиракузские осадные машины, созданные Архимедом и т. п.), это — век расцвета науки (Архимед, Эратосфен и др.).

Контрасты искусства имеют параллели и в литературе: Аполоний Родосский создает в духе Гомера эпос «Аргонавтика», а Каллимах в это время пишет эпиграммы и гимны, декларируя свое отречение от большого жанра, появляется совершенно новый жанр романа, в котором неожиданные перипетии в судьбах героев сочетаются с неведомым греческой литературе психологизмом (Гелиодор и др.), комедия замещает место трагедии и отрывается от своего культового истока, процветают эпиграмма, эпистолярный жанр, рождается буколическая поэзия — изящное садово-парковое искусство эллинистической литературы.

Любовь к красивому, изысканному, сложному и будоражащему, немыслимому становится вкусом эпохи.

Главными центрами эллинистической цивилизации были Египет под властью македонской династии Птолемеев, Сирия Селевкидов, Пергамское царство, остров Родос, малоазийские полугреческие-полувосточные государства: Вифиния, Понт и др.