Циклического развития теория

Циклического развития теория (греч. cyklos — круг) — описание модели социокультурных динамических процессов, в основе которой лежит представление о повторяемости, обратимости.

Под циклом в данном случае понимаются обобщённые представления об универсальной форме внутренней динамики макросоциокультурного объекта (этнос, общество, цивилизация) в период его существования от возникновения до распада.

Каждая культура проходит определённый жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию.

Так, Полибий выделил цикл, состоящий из шести основных, сменяющих друг друга политических режимов: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия («власть толпы»).

Историки средневекового Китая, арабские философы позднего средневековья, европейские просветители Нового времени, придерживаясь идеи цикличности, направляли движение своей мысли против примитивной, линейной интерпретации истории.

«Естественная» повторяемость виделась им в смене династий и форм государственного правления, выдвижении в культурно-историческом процессе различных народов, расцвете и упадке отдельных культур.

Дж. Вико в цикле существования любой нации выделял три эпохи:

«век богов» (господство мифологии, отсутствие государства, приоритет закреплён за религиозными структурами);

«век героев» (господство аристократического государства, героический эпос);

«век людей» (демократическое государство или монархия, осмысление мира в историографии).

Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры в XIX — начале XX в., она представлена в движении культурно-исторических типов у Н. Данилевского, развитии жизни «культурных организмов» в концепции О. Шпенглера, круговороте «локальных цивилизаций» А.Тойнби, теории «этногенеза» Л. Гумилёва.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: