Доказательства бытия Бога — система аргументов в теологии и религиозной философии, призванная логически обосновать существование Бога и, как следствие, разумность и необходимость религиозной веры.
К наиболее известным ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА относятся следующие аргументы.
1. Онтологическое доказательство.
Сформулировано схоластом Ансельмом Кентерберийским, пытавшимся рационально обосновать христианские догматы.
Принцип онтологического доказательства используется в ряде доказательств: историческом, которое выводит существование Бога из наличия религиозных представлений у всех народов; психологическом, согласно которому присущее человеку религиозное чувство вызвано внешней причиной, т.е. Богом; антропологическом, обосновывающем существование Бога существованием человека, являющегося образом и подобием Бога.
2. Космологическое доказательство.
Первые варианты были сформулированы Платоном и Аристотелем. Согласно этому доказательству, всякое движение и всякое начало в мире имеют свою внешнюю причину.
Следовательно, должна существовать первопричина, или перводвигатель, которым может быть только Бог.
Г. Лейбниц и X. Вольф обосновывали существование Бога необходимостью наличия безусловной сущности, «причины всякого бытия», не сводимой к конечным причинам.
3. Телеологическое доказательство выводит бытие Бога из наличия в мире абсолютной целесообразности, которая свидетельствует о существовании высшего разума, премудрого архитектора.
4. Нравственное доказательство основывается на признании всеобщего, абсолютного, вечного нравственного закона, обусловленного проявлением божественного начала в мире.
Такой закон, являющийся безусловным трансцендентным требованием (категорический императив), может стать универсальным правилом поведения только тогда, когда признается существование Бога.
В современной неотомистской католической философии и теологии используются ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА, восходящие к учению средневекового теолога Фомы Аквинского:
от наличия движения в мире к существованию неподвижного Перводвигателя;
от причинной обусловленности всякой вещи к наличию Первопричины;
от случайности вещей к признанию абсолютно необходимого Существа;
от градации степеней совершенства вещей к наличию абсолютного совершенства;
от наличия целесообразности в природе к существованию сверхприродного разума — источника этой целесообразности.
Другие доказательства, как правило, являются лишь вариантами вышеперечисленных .