Древнегреческая культура

Древнегреческая культура — совокупность достижений в области материальной и духовной культуры древнегреческого общества. Древнегреческая культура в своём развитии прошла следующие периоды:

  1.  крито-микенский (3-2-е тыс. до н. э.);
  2.  гомеровский (XI—IX вв. до н. э.);
  3.  архаический (VIII-VI вв.до н. э.);
  4.  классический (V-IV вв. до н. э.);
  5.  эллинистический (IV-I вв.до н. э).

Древнегреческая культура на протяжении всего своего существования носила мифологический характер. Более того, она впитала и преобразовала разрозненные племенные мифы, объединив их в единую религиозно-мифологическую систему.

Древнегреческая культура. Парфенон
Древнегреческая культура. Парфенон

Уже в VIII-VII вв. до н. э. в поэмах Гомера— «Илиада» и «Одиссея», а также Гесиода — «Теогония» и «Труды и дни», эта система приобретает тот законченный вид, в котором становится основой всего античного мировоззрения.

Сюжеты мифов стали основой греческого классического искусства. Мифы и легенды Эллады, на основе которых развивалось греческое искусство, совсем по-другому, нежели мифы, возникшие в других странах, изображали человека в борьбе за господство над природой.

Греческая мифология знаменует конец сил и стихий природы, имевших власть над человеком.

Природа воспринимается такой, какая она есть, с её тайнами и опасностями.

Человек борется с ними, как умеет, но не старается победить эти силы колдовством, магией и рабским обожествлением идолов. Жизнь для эллина — борьба, а за жизнью наступает смерть. Но жизнь не только борьба, главное в жизни — радость. А радость порождает улыбку. И греческое искусство озарено улыбкой, величественно спокойной улыбкой радости.

Поэтому греческая мифология и создала богов, воплотивших в прекрасных человеческих образах страсти и мечты, которыми живёт мир.

Главными областями греческой культуры становятся философия и искусство.

Первый древнегреческий философ Фалес Милетский, затронув вопрос о первооснове всех вещей, стал искать ответ не в деяниях богов, а в логическом обобщении фактов (Фалес приходит к выводу о том, что первоосновой всех вещей является вода). В дальнейшем этот вопрос получает другое решение у Анаксимена и Анаксимандра, у пифагорейцев и эллиатов, у Гераклита, Анаксагора и Демокрита, у Платона и Аристотеля.

Для обоснования своих идей греческие философы используют не мифологию, а факты и умозаключения (что не мешает им, тем не менее, оформлять свои мысли в образы языка мифологии).

Наряду с философией, которая становится независимой от мифологии, в Древней Греции развиваются и начальные формы научных знаний в области астрономии, математики, медицины.

Вершиной греческой философии стали учения Платона и Аристотеля, для которых характерны первые попытки объединения в единую систему всех представлений о мире, обществе, человеке, истине, добре и красоте.

Греческое искусство развивалось под влиянием трёх очень разных культурных направлений: Эгейского, ещё сохранявшего свою жизненную силу в Малой Азии (его влияние соответствовало духовным потребностям древнего эллина); дорийского, завоевательного (рожденного волной северо-дорийского нашествия), внёсшего существенные коррективы в традиции критского стиля; восточного, принесшего в молодую Элладу образцы художественного творчества Египта и Месопотамии.

Главная тема греческого искусства — человек.

Полностью отразить все возможности человека — такова была цель искусства, поэзии, философии и науки.

Никогда ещё в истории человечества так остро не возникало осознание того, что человек — высочайшее творение природы. И потому, вслед за мифотворчеством, искусство должно изображать человека, наделённого тем достоинством и той красотой, которые ему ещё надлежит проявить в самом себе.

Цель греческого искусства — создание красоты, отражающей физическое и духовное совершенство человека. Создаваемая искусством идеальная красота порождает в человеке благородное устремление к самосовершенствованию.

Основными видами греческого искусства были: архитектура, скульптура, керамика и искусство вазописи, живопись, театр и др.

Архитектура и скульптура составляли в Древней Греции единое органическое целое.

Скульптурные произведения не только определяли знаково-смысловую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли перекрытия и конструктивные части здания.

Архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. При этом греческие храмы с самого начала имели особое назначение. Греческий храм использовался исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины).

Таким образом, храм был своего рода вместилищем, архитектурным обрамлением рукотворной красоты, которую не смогла создать сама природа, предоставив эту возможность человеку.

Кредо античной архитектуры — мера. В её основу положена гармония пропорций, возникшая в результате изучения законов окружающего мира, в том числе — строения человеческого тела (поэтому греческая архитектура была антропоморфной, подобной человеку, соотнесенной с его пропорциями).

В греческой архитектуре чётко выделяются два стиля (или ордера) — дорийский и ионийский, определявших структуру колонн и размещённой на них верхней части здания. Роль колонны в греческой архитектуре многообразна. Колонны окружали целлу (главное помещение храма, в котором располагалась статуя божества), определяли внешний вид храма.

Наивысший расцвет античной Греции приходится на 40-30-е годы V в. До н. э. — период возвышения Афин.

Слава Афин, их величественность и красота в истории мировой культуры неразрывно связаны с именем вождя афинской демократии — Перикла. Именно Перикл отстраивает Афинский акрополь (акрополем называли укреплённую часть древнегреческого города, которая строилась на самом высоком месте).

В ансамбль архитектурных сооружений Афинского акрополя классического периода входили следующие архитектурные памятники: Парфенон, посвященный заместительнице города Афин — Афине Парфенос (Афине Деве); храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы); храм Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.).

Древнегреческая культура сыграла огромную роль в культурном развитии всего человечества, что и определяет её непреходящую ценность и значение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: