Дзэн, дзен, чань; дзэн-буддизм, чань-буддизм (япон. «дзэн», кит. «чань» от санскр. «дхъяна» — сосредоточение, размышление) — течение в буддизме традиции махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония).
В более узком смысле под термином «ДЗЭН» понимается направление японского буддизма, принесённое из Китая в ХП в.
В дальнейшем традиции японского ДЗЭН и китайского чань развивались во многом самостоятельно и, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский ДЗЭН представлен несколькими школами — риндзай, сото и обаку.
ДЗЭН появился в Китае в V в.
По преданию, учение Будды принес в Китай индийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо, сокращенно Дамо; в японской — Дарума), который считается 28-м буддийским патриархом.
Бодхидхарма прибыл в Китай ок. 520 г. и обосновался в монастыре Шаолинь, который превратился в колыбель китайского чань-буддизма.
На протяжении VT-VIII вв. ДЗЭН распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая всё больше приверженцев.
Считается, что дзэну невозможно научить.
Человек должен искать истину в самом себе, ему можно лишь подсказать путь достижения просветления (яп. «сатори», кит. «дунь у»), позволяющего «увидеть собственную природу» и таким образом постичь Будду.
При этом просветление понимается не как состояние, а как особый «способ видения».
Практика и учение ДЗЭН нацелены на:
1) успокоение ума,
2) «освобождение от жёстких взглядов»,
3) «отпускание» привязанностей.
Наставник («мастер ДЗЭН») должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние ученика и давать ему подходящие именно для него указания или толчок.
На разных этапах практики ученику могут давать разные, «противоположные» советы, например: «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»; «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее».
Два основных вида регулярной практики ДЗЭН — сидячая медитация по нескольку часов в день и простой физический труд.
В ДЗЭН отсутствует противопоставление медитативного состояния другим формам человеческой деятельности.
Можно выделить ряд принципов ДЗЭН:
- «Не творить письменных поучений»;
- «Передавать традицию вне наставлений»;
- «Прямо указывать на человеческое сердце»;
- «Прозревать природу и истины Будды» и др.
Важное место в учении ДЗЭН отводится коану (кит. «гуньань») — короткой истории, повествующей о конкретных случаях достижения просветления, либо содержащей парадоксальную загадку-алогизм.
Основной задачей коанов является пробуждение ума слушающего.
Выдающимися мастерами ДЗЭН в Китае были Мацзу Даои, Хунчжень, Хуэй-нэн, а в Японии — Дзэн Мудзю, Тоё Сэссю, Тенсё Сюбун.
В VII в. ДЗЭН в Китае раскололся на северную и южную школы.
По учению северной школы, просветление — это закономерный результат длительной медитации под руководством учителя.
Южная школа считает главным внезапное озарение как интуитивный толчок, не подразумевающий необходимости длительной медитации.
В Китае, где буддизм подвергся влиянию даосизма, ДЗЭН вышел за конвенционально-этические рамки буддизма и включил в систему своих практик боевые искусства.
Впервые они соединились с ДЗЭН в качестве развивающей тело гимнастики и способа закалки духа в монастыре Шаолинь.
В Японии под влиянием дзэн-буддизма разрабатывался свод правил и норм для идеального воина-самурая — «Бусидо».
В непосредственной связи с бусидо стояла медитация дзадзэн, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти.
В дальнейшем ДЗЭН стал важной составной частью различных школ восточных боевых искусств.
В условиях боевой ситуации у бойца нет времени на рассуждения, обстановка изменяется так быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных могут привести к поражению.
Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутненное посторонними мыслями сознание отражает, подобно зеркалу, любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно.
В настоящее время ДЗЭН практикуется также в странах Европы и Америки.
В 60-х гг. XX в. «дзэнский бум» охватил многие американские университеты и придал своеобразную окраску движению битников.
Учение ДЗЭН принял известный американский писатель Дж. Сэлинджер; влияние ДЗЭН испытали также многие психотерапевтические школы.
Сегодня ДЗЭН применяют к любым областям деятельности — от музицирования до секса.