Эгейское искусство

Эгейское искусство (крито-микенское искусство) — художественная культура Греции 3-2-го тыс. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); отчасти — искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и острова Кипр.

История Эгейского искусства характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эллады к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии.

По сравнению с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером.

Расцвет Эгейского искусства был подготовлен длительным развитием художественной культуры эгейского мира в 7-м — начале 3-го тыс.н. э. (неолит, халколит; раскопки поселений Димини в Фессалии, Неа-Никомедии в Южной Македонии, Лерны в Пелопоннесе и др.).

Своеобразная культура эпохи ранней бронзы открыта на островах Эгейского моря, особенно архипелага Киклады (2600—2400 гг. до н. э., посёлки Кастри на о. Сирое, Кинфос на о. Делос, Даскалейон на о. Керос; посёлок близ Панорма на о. Наксос): укрепления каменной кладки насухо, дома каменной кладки на глиняном растворе, гробницы — ящичные и круглые в плане, каменные сосуды строго геометрических или мягко округлых, иногда зооморфных форм, лепная керамика с орнаментом из врезанных линий, заполненных белой пастой, расписные сосуды с резьбой по блестящей тёмной обмазке (в том числе « сковороды » со стилизованными изображениями корабля и рыбы).

Специфический вид изобразительного искусства киклад — так называемые кикладские идолы — мраморные статуэтки (преимущественно женские, иногда изображения музыкантов) геометризованных лаконичных монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой.

Для культуры Троады характерны поселения горного типа (Троя I-V вв., 3000—1800 гг. дон. э.) с развитой монументальной фортификацией, застройкой кварталами тесно стоящих домов, как правило, типа мегарона (Полиохни на острове Лемнос), хорошим водоснабжением.

Самые яркие памятники искусства Троады — золотые и серебряные украшения, выполненные с тонким декоративным чутьём, сосуды из кладов Трои II («клад Приама») и Полиохни.

Во второй половине 3-го тыс. до н. э. протогородская культура эпохи ранней бронзы («раннеэлладский период») развивалась в материковой Греции (Лерна III, Рафина в Аттике, Эвтресис в Беотии, Зигуриес в Арголиде).

На Крите большинство открытых памятников — «раннеминойского периода» (3000—2800 гг. — 2200—2000 гг. до н. э.): жилые многокомнатные дома (с. Василики), скальные гробницы в виде прямоугольных камер (о. Мохлос) и фолосы, перекрытые ложными каменными сводами (долина Месара).

Около XXIII в. до н. э. ведущим центром Эгейского искусства стал Крит (расцвет в первой половине 2-го тыс. до н. э.).

Искусство Крита оказало влияние на Киклады и материковую Грецию.

Высочайшие достижения критских зодчих — дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Малии, Като-Закро), в которых сочетание обширных открытых пространств (дворы) с окружающими их комплексами помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ.

В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX-XVIII вв. до н. э.), достигший совершенства в вазописи «стиля камарес» (крупные розетки, стилизованные цветы и спирали жёлтого, красного и вишнёвого тонов на тёмном фоне), сменяется в XVII-XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу XV в. до н. э. (предположительно в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (раскрашенный рельеф «царь-жрец» из дворца в Кносе; роспись саркофага из Агия-Триады; вазопись «дворцового стиля»).

Культура, близкая критской, существовала на о. Фера (современное название — Тира, Санторин), где открыт город, погибший от извержения вулкана около середины 2-го тыс. до н. э.; сохранились дома, богато украшенные фресками, и расписная керамика.

XVII-XIII вв. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции.

Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами так называемой циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 т).

В архитектуре жилища складывается тип прямоугольного с портиком здания-мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах».

Для XVII—XVI вв. до н. э. характерны «шахтовые гробницы», с XV в. до н. э. распространяется тип купольного фол оса с ложным сводом и коридором-доомосом («гробница Атрея» близ Микен, XIV или XIII в. до н. э.).

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в XVII-XVI вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах).

Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», погребальные маски, некоторые сосуды («кубок Нестора») из погребений).

Искусство XV-XIII вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигурами львов рельефа Львиных ворот в Микенах).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: