Этруски

Этруски — древние племена, населявшие в 1-м тысячелетии дон. э. область северо-западнее Апеннинского полуострова — называвшуюся Этрурия (современная Тоскана).

Этруски создали развитую цивилизацию, предшествовавшую древнеримской, и оказали большое влияние на культурное развитие Древней Италии, в том числе Древнего Рима.

Этруски
Этруски

Культура этрусков связана с древней италийской культурой Виллановы (IX-V вв. до н. э.) с характерными для неё захоронениями в глиняных биконических урнах, или «урнах-хижинах», и бронзовыми «изделиями (топорики, фибулы, сосуды); вместе с тем она отражает контакты со многими районами Восточного Средиземноморья (в том числе Древней Грецией, Малой Азией, Сирией, Финикией).

Архитектура этрусков представлена остатками храмов, погребальными сооружениями, городскими укреплениями, инженерными конструкциями (мосты, каналы и др.).

Этруски применяли клинчатые арки (ворота в Перузии, современная Перуджа), ложные ступенчатые своды (склепы VII-VI вв. до н. э.), полуциркульные своды (склепы Ш-П вв. до н. э.).

О развитии градостроительства свидетельствуют остатки прямоугольной планировки г. Марцаботто близ Болоньи, так называемой гипподамовой планировки г. Спина.

Расположенные на холмах города этрусков спускались террасами по их склонам. Храмы этрусков, своеобразно преломлявшие эволюцию древнегреческого зодчества, были подняты на высокий цоколь-подий, имели святилища-целлы и глубокий портик, карниз которого с богато декорированным фризом опирался на характерные для этрусков колонны тосканского ордера.

Фронтоны и скаты кровли украшались фигурными изображениями из раскрашенной терракоты.

Близ городов сохранились обширные некрополи (Цере, Перузия, Тарквиния, Клузиум).

Типы погребений этрусков многообразны. Псевдокупольные гробницы (VII в. до н. э.) встречаются в северных районах Этрурии, гробницы в пещерах, скалистых выступах и т. п. — близ г. Вольтерра (III в. до н. э.), в виде насыпного кургана-тумулуса с узким коридором-дромосом — в некрополе Бандитачча в Черветери.

Существовали и гробницы в виде стоящего на поверхности ящика из травертина с тяжёлой кровлей.

В Северной Италии сооружались и гробницы с ложными сводами» опирающимися на столб в центре.

Многие погребальные камеры имитировали жилые интерьеры — из туфа высекались колонны, лежанки, кресла и др. (гробница «Реголини-Галасси» в Черветери, VII в. до н. э.).

В VII- VI вв. дон. э. достигла расцвета монументальная живопись этрусков (главным образом росписи гробниц) с изображениями пиров, танцев, сцен борьбы атлетов, охоты и рыбной ловли и другие, которой присущи естественная выразительность движений и жестов, подчёркнутая силуэтность фигур, ясная простота композиции, локальность расцветки (гробница «Охоты и рыбной ловли» в Тарквинии).

В живописи V-IV вв. до н. э. сказалось древнегреческое влияние (гробница «Леопардов» в Тарквинии).

Среди памятников скульптуры этрусков, связанных с архитектурой, — статуи и рельефы из раскрашенной терракоты и камня (антефиксы, акротерин, культовая скульптура, украшавшие фронтоны этрусских храмов), погребальные антропоморфные урны-« каноны » с крышкой в виде головы умершего, монументальные саркофаги с обобщённо-выразительными массивными изображениями возлежащих супругов или одиноких фигур на крышках.

Получил развитие портрет, примитивные формы которого встречаются на антропоморфных урнах и надгробных стелах.

Этруски уже в древнейшее время превосходно владели искусством бронзового литья, чеканки и гравировки.

Высокого уровня достигала и керамика: наиболее характерные для этрусков «зачернённые» при обжиге и покрытые лаком сосуды типа буккеро, имитирующие изделия из металла (VII в. до н. э.), иногда украшенные на тулове рельефными фризами с изображением животных, а также скульптурными головами и фигурами зверей на тулове или крышке; сосуды с чернофигурной и краснофигурной росписью, отличающейся небрежностью рисунка и выразительностью движений фигур, нередко украшавшиеся местными мотивами и сюжетами (изображения демонов, фантастических существ, хищных животных, сцен загробной жизни).

Самобытны украшения из золота VII-VI вв. до н. э. («буллы» — медальоны на цепочках, серьги и др.; литьё, штамповка, филигрань и зернь).

В III-II вв. до н. э. искусство этрусков начинает приходить в упадок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: