|
Песня акына.
Сон разума. Девушка. Рыба. Пустыня. Пейзаж. Полёт.
Каждое произведение искусства развивается по определённым законам и теориям, подчиняясь основным принципам построения. Сюда входит: общий замысел, композиция, жанр или вид произведения, всё это воплощается конкретной работе, соответствуя основной идее автора. Каждое произведение изобразительного искусства является не только отражением реального мира, но и субъективного восприятия самого художника.
Классическое живописное произведение должно отвечать определённым правилам, выработанным в процессе развития академической школы. Революционные процессы в обществе в конце 19 века, привели и к переоценке ценностей и в изобразительном искусстве. Появились импрессионисты, авангардисты, сюрреалисты и так далее и тому подобное. Незабвенный Энди Уорхол (Andy Warhol) сделал объектом произведения искусства бутылку Кока-колы и банку томатного супа, вызвав, первоначально, непонимание современников. Но всё имеет свои корни или, как принято говорить, концепцию.
Простой человек, поющий песню, не думает к какому жанру она принадлежит, не размышляет о глубоком смысле бытия, он просто поёт. Казахский акын распевает свою песню о том, что в данный момент видит, что его окружает или о чём думает, мало заботясь о рифме и концепции, будучи полностью свободным, в своём творчестве. Мысли и ощущения акына, таким образом, становятся объектом искусства. Такой же принцип лежит и в работах, выше названного, Энди Уорхола.
Песня акына. Сон разума. Девушка. Рыба. Пустыня. Пейзаж. Полёт.
Специфика восприятия картины состоит в том, что мозг подсознательно анализирует её общую композицию, ищет вех и низ, линию горизонта и точки схода перспективы, главное и второстепенное, расположение освещения, определяет с какой точки относительно уровня земли сделано изображение. Но, используя принципы Акына, можно отказаться от стандартных общепринятых законов и строить своё произведение по личным убеждениям или без них. Хотя, отсутствие принципов - тоже принцип.
Отдавая должное принципам казахских, узбекских, таджикских акынов, да и русским исполнителям частушек– нескладушек, можно создавать творения абсолютно непредсказуемые, фиксирующие состояние и мысли автора на данный момент времени, при чём, не имеющие определённого сюжета и чёткого содержания, полностью свободные, как по исполнению, так и по форме. Что вижу или хочу, о том и пою.
Творческий процесс трудно предсказуем и не поддаётся нормированию. Проверка алгеброй гармонии возможна только приблизительно. Постижение тайны творчества с помощью математической модели давно тревожит умы учёных. С решением этой проблемы, будет и решён вопрос создания искусственного интеллекта. Постоянно озвучиваются заявления, что в самое ближайшее время будет создан искусственный разум, но каждый раз эти сроки отодвигаются всё дальше и дальше…, оставаясь реальностью только в произведениях фантастов.
Азбука абстракционизма.
Стоит сказать вот о чём ещё. Быть свободным в своём творчестве прекрасная цель, что подвигает начинающих художников нарисовать свой «Чёрный квадрат», ну не квадрат, так круг или что-то в этом роде.
Зачем мне знать принципы построения картины, основы изобразительного искусства? Но не зная букв, нельзя написать слово, не зная слов, невозможно составить предложение, а сочинить интересный рассказ, помимо всего прочего, надо иметь, кроме шляпы, и голову.
Каждый из более или менее известных художников авангардистов, абстракционистов и так далее, создавал свой алфавит изобразительных средств, свою грамматику и язык, а потом, уж, при их помощи показывал своё восприятие Мира.
Итого. Мазнуть на холсте и объявить это очередным шедевром Мирового искусства, можно. А вот станет ли на самом деле шедевром…
|