Графика

Графика (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

 Графика. Рисунок. Три грации
Графика. Рисунок. Три грации

Термин графика первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии.

Новое значение он получил в конце XIX — начале XX в. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено.

Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с бело (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги — основного материала графики.

Графика не исключает и применение цвета.

 Графика. Муха, Альфонс. Плакат
Графика. Муха, Альфонс. Плакат

Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В. Фаворского, «воздух белого листа».

Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостной характер.

Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степенью пространственности и плоскостности.

Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно-выразительными метафорами.

Поэтому в графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведений живописи, скульптуры и архитектуры (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. Баженова, А. Иванова, В. Серова в России, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Дега, О. Родена во Франции и др.).

Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, Ж. Калло во Франции, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гросав Германии, Кукрыниксов в СССР и др.).

Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, чёткость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративность, броскость линогравюры и др.).

Особое место занимают в графике неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнаментальный текст.

Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувств и мыслей художника.

Различны и способы общения зрителя с произведениями графики — от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры.

Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во множестве экземпляров, последовательного раскрытия замысла в ряде изображений.

Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графике, бурное развитие которой приходится на годы крупных исторических событий («летучие листки» Крестьянской войны 1524—1526 гг. в Германии, лубки Отечественной войны 1812 г. в России, гравюры времён революций 1830 г. и 1848 г. во Франции, советские плакаты эпохи Гражданской войны 1918—1920 гг. и Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., многочисленные произведения антифашистской графики 30-х — начала 40-х гг. в Европе). В XX в. особое значение приобретает политическая газетная и журнальная графика.

По технике исполнения графику разделяют на рисунок и печатную графику.

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.

Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и художественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики, выступая извечным способом творческого общения художника с натурой, непосредственного отклика человека на окружающий его мир.

Гравюра известна с VI-VII вв. в Китае, с XIV-XV вв. в Европе (первоначально — ксилография и резцовая гравюра, позже — офорт).

Литография возникла лишь к XIX в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

Станковые произведения печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств широко используются для украшения интерьеров.

Специфически массовыми видами являются в станковой графике лубок, а в газетно-журнальной — карикатура.

Одна из основных областей применения графики — книга.

С рукописной книгой древности и средних веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой — гравюра и литография.

С искусством графики связан также и книжный шрифт, поскольку буква является графическим знаком.

Книжная графика включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги.

Сравнительно молодая область графики — плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговой и театральной афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. Моора, В. Маяковского. А. Дейнеки в СССР).

Прикладная, в том числе промышленная, графика приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление печатных и промышленных изделий (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки, различные виды упаковки и т. п.).

Связь графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: