Гуманизм религиозный

Гуманизм религиозный (лат. humanus — человеческий, человечный) — совокупность воззрений, отводящих человеку, его правам, свободам, любви к нему особое место в системе религиозных ценностей.

Права человека на жизнь, на свободу выбора религии и вероисповедания, на образование (с желательным преподаванием основ религии), на труд, понимаемый как служение ближним и богоугодное дело, на разрешение конфликтов ненасильственными средствами, на альтернативную воинскую службу, свободный доступ священнослужителей в места лишения свободы и к военнослужащим, в больницы, приюты, дома инвалидов и престарелых, на исповедь и предсмертное религиозное утешение (у католиков и православных) относятся к числу важнейших проявлений ГУМАНИЗМА РЕЛИГИОЗНОГО.

Исторически феномен ГУМАНИЗМА РЕЛИГИОЗНОГО связан с европейским Возрождением и философией Нового времени, включая немецкую классическую философию (от И. Канта до Л. Фейербаха).

Гуманистические идеи в восточных религиозных учениях (Р. Тагор, М. Ганди в Индии, модернистские течения в исламе и др.) в значительной мере обусловлены знакомством их создателей с духовными исканиями Европы конца XIX — первых десятилетий XX в. (Л. Толстой, Ф. Достоевский, религиозный экзистенциализм, творчество Н. Бердяева и Л. Шестова, персонализм Э. Мунье и др.).

В Европе и в США после Второй мировой войны ГУМАНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ получил значительное влияние в разнообразных пацифистских движениях, прежде всего за запрещение ядерного, химического и биологического оружия. На него также опирается милосердная деятельность различных религиозных организаций в сфере здравоохранения, социальной защиты и образования.

Гуманизм советский

1) отношение к человеку как к высшей ценности, защита прав, свободы, счастья, всестороннего развития человеком своих способностей. Характерен для ряда философских и социально-политических учений различного генеза и идеологической направленности. ГУМАНИЗМ, как идеология, сформировался в эпоху Возрождения;

2) атеистическая (антитеистическая) идеология, противостоящая религиозным представлениям о человеке и принципах его поведения. В своих радикальных проявлениях характеризуется потребительским отношением к жизни, пропагандой плотских наслаждений, защитой права на однополые браки, аборты и эвтаназию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: