Игра

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе.

Эстетическое «состояние игры» отмечено Кантом.

Шиллер представил относительно развёрнутую теорию искусства как игры. Он предвосхитил интуиции XX в., что именно играющий человек обнаруживает свою сущность.

Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры (Гадамер, Е. Финк, Й. Хейзинга). Так, Хейзинга в книге «Ното Ludens» (1938) отмечал, что если проанализировать человеческую деятельность до самых пределов нашего сознания, она покажется не более чем игрой. Поэтому он считает, что человеческая культура возникает и развёртывается в игре, носит игровой характер.

Игра — не биологическая функция, а явление культуры, которое анализируется на языке культурологического мышления.

Игра старше культуры.

Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеческим сообществом.

Хейзинга делает допущение, что, играя, мы имеем дело с функцией живого существа, которая в равной степени может быть детерминирована только биологически, только логически или только этически.

Игра — прежде всего свободная деятельность. Она не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая.

Все исследователи подчёркивают незаинтересованный характер игры.

Она необходима индивиду как биологическая функция, а социуму нужна в силу заключённого в ней смысла, своей выразительной ценности.

Игра раньше, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры.

Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

Культура возникает в форме игры. Вот исходная предпосылка названной концепции.

Культура первоначально разыгрывается.

Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе принимают игровую форму.

В этих играх, по мнению Хейзинги, общество выражает своё понимание жизни и мира.

Концепцию игрового генезиса культуры поддерживает в современной культурологии также феноменолог Финк, который в работе «Основные феномены человеческого бытия» даёт их типологию (пять феноменов — смерть, труд, господство, любовь и игра); игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ею и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человеком.

Поскольку для человека игра объемлет всё, она и возвышает его над природным царством. Здесь и возникает феномен культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: