Иконопись

Иконопись (греч. eikon — изображение, образ) — писание икон, вид живописи (главным образом — средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.

В отличие от стенописи и миниатюры, произведения иконописи — иконы — представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся (на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках и др.).

Первоначально в технике энкаустики, затем главным образом темперы и в редких случаях — мозаики, а позднее (с XVIII в.) масляной живописи.

Техника изготовления сближает произведения иконописи со станковой живописью, однако иконы, обычно входившие в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, включавшиеся в ансамбль иконостаса, нельзя рассматривать как вполне станковые произведения.

Термин «икона» употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом — православной) культовой живописи.

На основе позднеэллинистической традиции погребальных портретов создавались вначале якобы портретные изображения святых, мучеников, а затем и других персонажей христианских легенд.

Несколько позднее в иконописи появились сюжетные композиции, имевшие вначале символический, а в последствии (с Х-ХI вв.) также и повествовательный характер.

Особенно широкое развитие иконопись получила в Византии; самобытные школы иконописи возникли в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии.

Исключительную художественную яркость и своеобразие приобрела древнерусская иконопись.

В средние века роль иконописи никогда не сводилась к её ритуальному функционированию: в условных и отвлечённых формах, определённых особенностями средневекового теологического мировоззрения, она отражала эстетический опыт народа, была одним из основных средств художественного освоения мира.

Эстетика иконописи требовала воплощения «божественного», сверхчувственного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых, но лишённых материальной конкретности, идеально возвышенных образах, призванных, по мысли теологов, передавать некую внутреннюю духовную сущность реального мира.

В художественной практике иконописи выработалась система условных приёмов воспроизведения действительности: отсутствовала передача реальных объёмов и трёхмерного пространства, плоскостное изображение помещалось на отвлечённом, нередко «золотом» фоне, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся задаче выявления символического или повествовательного смысла композиции.

Главную роль в формировании образного строя произведений иконографии играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии и цвета» чаще всего локального.

В придворно-аристократическом средневековом искусстве, где были сильны традиции античности, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы.

Для иконописи местных школ часто более характерными оказывались фольклорные (а иногда и дохристианские) представления, сказочно-поэтическая образность, простосердечная повествовательность.

Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображений, мастера иконописи тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа.

Икона привнесла в искусство ряд новых психологических мотивов: нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование.

Необходимость следовать строгому иконографическому канону (см. Иконография), задававшему общие композиционные схемы и основные детали изображения, побуждала средневековых иконописцев особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образов.

Целостность эстетических принципов иконы была подорвана кризисом средневекового мировоззрения и развитием культуры Возрождения.

С возникновением в отдельных странах реалистических исканий, характерных для искусства нового времени, икона сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: