Импрессионизм

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в. Сложилось во французской живописи конца 1860-х — начала 70-х гг.

Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце. («Impression. Soleil levant», 1872 г.).

Импрессионизм
Импрессионизм. Франция. Моне, Клод. Вокзал Сен-Лазар в Париже.
Около 1877. 60 x 80 см. Холст, масло.

В пору зрелости импрессионизма (70-е — первая половина 80-х гг. XIX в.) его представляла группа художников (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма и организовавших с этой целью в 1874—1886 гг. восемь выставок.

Одним из создателей импрессионизма стал Э. Мане, не входивший в эту группу, но ещё в 60-х — начале 70-х гг. XIX в. выступивший с жанровыми работами, в которых переосмыслил композиционные и живописные приёмы мастеров XVI-XVIII вв. применительно к современной жизни.

Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 40-60-х гг. XIX в. освобождение от условностей классицизма, мантизма и академизма, утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивается живой достоверности изображения.

Он делает эстетически значимой подлинную современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды.

Во многих картинах импрессионистов (особенно в пейзажах и натюрмортах, ряде многофигурных композиций) акцентируется как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохраняются непредвзятость, сила и свежесть первого впечатления, позволяющие схватить в увиденном неповторимое и характерное.

Произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувственной красотой мира.

Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

В пейзаже они (особенно А. Сислей и К. Писсарро) развили пленэрные искания Дж. Констэбла, барбизонской школы, К. Коро и др., разработали законченную систему пленэра.

В пейзажах импрессионистов простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным солнечным светом, вносящим в картину ощущение праздничности.

Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её трепетной реальной живости, тонко анализировать и запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей с ветовоздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая становится в импрессионизме самостоятельным объектом изображения.

Чтобы сохранить в картинах свежесть и разнообразие красок натуры, импрессионисты (за исключением Дега) создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов нечистые цвета и взаимопроникновением чётких раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями.

Объёмные формы как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний: игра разнообразных мазков, пастозных и жидких, придаёт красочному слою трепетность, рельефность; тем самым создаётся своеобразное впечатление незаконченности, формирования образа на глазах у созерцающего полотно человека.

Таким образом, происходит сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс.

Картина становится отдельным кадром, фрагментом подвижного мира. Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произведения, с другой стороны — кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространственное построение.

В отдельных приёмах построения композиции и пространства в импрессионизме ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии.

Импрессионисты обращались также к портрету и бытовому жанру (О. Ренуар, Б. Моризо, отчасти — Э. Дега).

Бытовой жанр и ню в импрессионизме часто переплетались с пейзажем (особенно у Ренуара); фигуры людей, освещенные естественным светом, обычно изображались у открытого окна, в беседке и т. п.

Для импрессионизма характерны смешение бытового жанра с портретом, тенденция к стиранию чётких границ между жанрами.

С начала 80-х гг. XIX в. некоторые мастера импрессионизма во Франции стремились к видоизменению его творческих принципов.

Поздний импрессионизм (середина 80-х — 90-е гг.) развивался в период сложения стиля «модерн» различных направлений постимпрессионизма.

Для позднего импрессионизма характерно появление ощущения самоценности субъективной художественной манеры художника, нарастание декоративных тенденций. Игра оттенков и дополнительных тонов в произведениях импрессионизма становится всё более изощрённой, появляется тяготение к большей цветовой насыщенности полотен или к тональному единству; пейзажи объединяются в серии.

Живописная манера импрессионизма оказала большое влияние на французскую живопись.

Определённые его черты были восприняты салонно-академической живописью.

Для ряда художников изучение метода импрессионизма стало начальным этапом на пути сложения собственной художественной системы (П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог, Ж. Сера).

Творческое обращение к импрессионизму, изучение его принципов явилось важной ступенью в развитии многих национальных европейских художественных школ.

Под влиянием французского импрессионизма сложилось творчество М. Либермана, Л. Коринта в Германии, К. Коровина, В. Серова, И. Грабаря и раннего М. Ларионова в России, М. Прендергаста и М. Кассатт в США, Л. Вычулковского в Польше, словенских импрессионистов и др.

Вместе с тем, за пределами Франции были подхвачены и развиты лишь отдельные стороны импрессионизма: обращение к современной тематике, эффекты пленэрной живописи, высветление палитры, эскизность живописной манеры.

Термин «импрессионизм» применяется также к скульптуре 1880 — 1910-х гг., обладающей некоторыми сходными с живописью импрессионизма чертами, — стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью форм, нарочитой пластичностью, незавершённостью.

Наиболее ярко импрессионизм в скульптуре проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена и Э. Дега во Франции, П. Трубецкого и А. Голубкиной в России и др.

Отдельные приёмы импрессионизма сохранились во многих реалистических течениях искусства XX в.

Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств в литературе (Г. Мопассан, К. Гамсун, Г. Келлерман, Г. фон Гофмансталь, А. Шницлер, О. Уайльд, А. Саймоне, К. Гамсун, И. Анненский и др.), в музыке (К. Дебюсси, М. Равель, А. Скрябин).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: