Индоктринация

Индоктринация — некритическое принятие личностью чужих идей (доктрин).

Речь идет о психическом явлении, характеризующем особое состояние психики, специфический механизм и одновременно процесс идентификации личности с группой через принятие групповых ценностей, идей или доктрин.

Противоположное ИНДОКТРИНАЦИИ явление описывается в терминах «социальная автономность», «критичность», «независимость суждений», «нонконформизм».

ИНДОКТРИНАЦИЯ выступает как один из инструментов идентификации, а противоположное свойство трактуется как «обособление».

Таким образом, ИНДОКТРИНАЦИЯ предстает как:

особое состояние психики человека (когда говорят о том или ином человеке — «он индоктринирован»);
процесс некритического присвоения чужих идей или доктрин;
результат применения различных методов «контроля сознания».

ИНДОКТРИНАЦИЯ не всегда имеет деструктивный характер. Так, в детстве человек усваивает массу идей, и первые шаги в культуре осуществляются через некритическое их восприятие («культурный импринтинг»).

Дети, родившиеся и воспитывающиеся среди взрослых, исповедующих ту или иную религию, усваивают догматы этой религии, причем чаще всего без принуждения, обмана и насилия.

«Агентами влияния» в данном случае выступают самые близкие люди, благодаря которым ребенок входит в культуру.

ИНДОКТРИНАЦИЯ может быть продуктом весьма мягкого воздействия на личность и осознаваться человеком как его собственный выбор, причем последнее характерно не только для конформистов, но и для креативных и внешне социально автономных людей.

Одна из наиболее распространенных причин ИНДОКТРИНАЦИИ — идентификация с лидером или с избранным эталоном (нравственным, профессиональным и др.).

В роли последнего может выступать реальный человек либо мифологический, литературный или киногерой.

Самый жесткий вариант — ИНДОКТРИНАЦИИ в результате идентификации с лидером тоталитарной секты.

У истоков всех трех мировых религий стояли мощные фигуры, пользовавшиеся абсолютным доверием своей паствы и внушавшие беспредельную преданность своим последователям.

Этот вариант ИНДОКТРИНАЦИИ общество рассматривает не как деструктивный, а скорее как конструктивный.

Опасность некритического присвоения чужих идей состоит в том, что индоктринированный человек обычно оказывается неспособным самостоятельно осознавать факт собственной ИНДОКТРИНАЦИИ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: