Информационная культура

Информационная культура

  1.  совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе;
  2.  понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.

Понятие «информационная культура» сформировалось в процессе активизации исследовательского внимания к механизмам информационного обмена в связи с колоссальным усилением роли информации в социокультурных процессах в середине — второй половине XX в. (связываемой с формированием нового, постиндустриального типа общества, в котором главную роль играет не материальное производство, а обработка информации), развитием математического моделирования процессов информационной обработки, появлением автоматизированных информационных систем и быстрым развитием средств передачи информации.

Не являясь специализированной формой культуры (ибо любая форма культуры строится на информационных процессах), информационная культура, тем не менее, является важной эвристической характеристикой как панкультуры, так и субкультуры, выделенной по любым критериям (этнический, социально-групповой, историко-типологический и т. д.).

Помимо собственно информации (которую в информационных теориях принято классифицировать и оценивать по множеству критериев, среди которых полнота, актуальность, достоверность, точность, эффективность, воспринимаемость и т. д.) к информационной культуре относятся процессы, связанные с функционированием информации в социокультурном пространстве.

Эти процессы принято разделять на три типа — кумуляция (накопление), обработка (любые трансформационные изменения), трансляция (передача).

Выделение этих типов возможно применительно к любым социокультурным порядкам.

Сама по себе универсальность информационных процессов делает возможным не только использование методов теории информации в культурологическом анализе любого уровня, но и позволяет применять к информационным процессам методы антропологических наук (так, изучение кумуляционных процессов невозможно без применения семиотических методов и методов психологической антропологии; процессов обработки — вне функционального и структурного анализа; трансляции — без методов теории коммуникации).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: