Ипостась (греч. hypostasis — подоснова, основание) — термин античной философии, заимствованный у Аристотеля христианскими богословами. Аристотель использовал понятие «ИПОСТАСЬ» для обозначения первичных сущностей (индивидов) в отличие от категории «усия» (сущность), олицетворяющей вторичные сущности — виды).
Одни христианские богословы утверждали, что троичность Бога состоит в том, что в Боге — три лица, другие, что в Боге — три ИПОСТАСИ, третьи понятие «лица» выражали словом «усия».
До IV в. эти термины часто употреблялись как синонимы.
Однако восточные богословы утверждали, что в Боге при единстве сущности («усии») три лица (ИПОСТАСИ).
Западные богословы акцентировали свое внимание на том, что в Боге — одна ИПОСТАСЬ, но ИПОСТАСЬ выступала тождественной усии.
Прежде всего эта традиция обусловлена полемикой с арианами, допускавшими три сущности (ИПОСТАСИ, усии) — сущность Отца, божественную; сущность Сына — сотворенную и сущность Святого Духа, сотворенную отдельно от Сына.
К VI в. учение о Троице восточных богословов (Василия Великого, Григория Богослова) было принято всей церковью.