Классицизм

Классицизм (лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — нач. XIX в., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Классицизм сложился в XVII в. во Франции.

В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе стремился к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

 Классицизм
Классицизм. Франция. Давид, Жак-Луи. Портрет мадам Рекамье.

В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции.

Идеологией классицизма во Франции стали рационалистическая философия Р. Декарта (1546—1650), драматургия П. Корнеля (1606—1648), Ж. Расина (1639—1699), Ж.Б. Мольера (1622—1673), поэтика Н. Буало (1636—1711).

Художественное произведение в классицизме воспринимается как создание искусственное — сознательно сотворенное и разумно организованное.

В классицизме выделяются «высокие» жанры (трагедия, ода, живопись), мифологические (религиозные и исторические темы) и «низкие» (комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет).

Идеологию классицизма составляют мотивы патриотизма, государственного служения.

Возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея» ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. Ломоносова и Г. Державина, трагедии А. Сумарокова и Я. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы.

Для театрального искусства (М. Шанмеле, в Санкт-Петербурге А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественность спектаклей, размеренное чтение стихов.

В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (оперы К. Глюка в Австрии).

Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. Габриель, К. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором.

Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развёртыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

Дополнительно по теме: «Классицизм».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: